Как советские здания эпохи конструктивизма и индустриализации вдохновляют современных архитекторов сегодня
Прошлое всегда служило источником вдохновения для творцов. И речь не только о художниках и поэтах — в знаковых постройках прошлых столетий нередко черпают вдохновение и архитекторы. Яркий пример — здание «Мануфактур Bosco». Задуманное как современное швейное производство, оно объединило в себе новые технологии и знаковые черты советской архитектуры 20-х и 60-х годов, а также характерную для нее функциональность.
В своем проекте архитектор Степан Липгарт воплотил мечтания 60-х о «предприятии будущего» — просторном, светлом, с большим количеством не только производственных, но и общественных пространств — вестибюли, столовая и зал для демонстрации моделей. Внешний облик здания тоже отсылает нас в прошлое: четкая геометрия, железобетон, алюминий и окна-витрины — все это черты характерные для эпох конструктивизма и индустриальной архитектуры.
Мы решили вспомнить о двух важных вехах в развитии промышленного зодчества в СССР, которые до сих пор служат источником вдохновения для современных архитекторов.
Советский конструктивизм 1920-х
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм», — написал в 1992 году Владимир Маяковский. Действительно, конструктивизм стал первым исконно отечественным архитектурным направлением. Его адепты настаивали на отказе от декоративных излишеств, каждое здание в первую очередь должно быть быть «полезным» и функциональным, а не просто визуально привлекательным. Все части постройки соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а их форма — определялась непосредственно назначением помещений.
При этом, архитектуру того периода нельзя назвать скучной: несмотря на отказ от привычных декоративных элементов, каждое здание поражало своими масштабами и новаторским подходом. В строительстве стали активно использоваться железобетон, металлические конструкции и стекло — материалы достаточно прочные, чтобы обеспечить архитектором простор для экспериментов с формой. Среди ярких примеров архитектуры конструктивизма — дом архитектора Константина Мельникова, сохранившийся в Москве до сих пор.
Индустриальная архитектура 1960-х
В середине 1950-х завершилась эпоха Сталинского ампира, подарившего нам знаменитые высотки в Москве. Тогда было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец «украшательству». Теперь от зданий снова в первую очередь требовалась функциональность. Чтобы как-то справиться с резко возникшей нехваткой жилья по всей стране, спальные районы стали застраивать типовыми «хрущевками», из-за чего все они стали походить друг на друга. Исправить ситуацию помогла постройка крупных общественных сооружений с индивидуальным «лицом».
Отличительными чертами построек тех лет стала монументальность, простота формы и четкость геометрии. Среди сохранившихся по сей день памятников индустриальной архитектуры 60-х — Кремлевский дворец съездов с его высоким застекленным фасадом, кинотеатр «Россия» и, конечно, Останкинская телебашня.