Что такое NFT — и как эта технология меняет мир моды и современного искусства
Сегодня аббревиатура NFT то и дело встречается в новостных заголовках. Только за последний месяц основатель Twitter Джек Дорси продал в виде NFT свой первый твит за $2,9 млн, компания Jacob & Co. создала первые в мире NFT-часы, а пара из США даже заменила цифровыми токенами обручальные кольца на собственной свадьбе. К этой технологии уже начали присматриваться большие модные бренды: свои первые уникальные токены недавно запустили Gucci и Burberry. Судя по всему, в этом году поисковый запрос «что такое NFT» вообще станет одним из самых популярных.Что такое NFT и как эта технология делает настоящую революцию в мире искусства и моды? Разбираемся вместе с дизайнером и основателем арт-группы Instigators Денисом Давыдовым.
Что такое NFT?
NFT расшифровывается как Non-Fungible Token, что означает «невзаимозаменяемый токен» или уникальный цифровой актив, созданный на блокчейне. В отличие от простых токенов, которые можно свободно обменивать друг на друга, каждый экземпляр NFT абсолютно уникален. Именно это обеспечивает существование NFT в неизменном виде, подтверждает его подлинность и хранит историю передачи от одного владельца к другому. За последний месяц в мире моды, искусства и медиа состоялись громкие NFT-сделки. Работа художника Beeple за $69,3 млн сделала его третьим самым дорогим ныне живущим художником после Джеффа Кунса и Дэвида Хокни. Внимание к токенам растет из-за их уникальной технологии, которая позволяет подтвердить право собственности на какой-либо объект, будь он физический или виртуальный. Первые эксперименты с NFT начались еще в 2013–2014 годах, но по-настоящему злободневной эта тема стала только сейчас. Сегодня произведения, продающиеся в виде NFT за криптовалюту, называют крипто-артом (crypto art). Некоторые считают крипто-артом всё, что публикуется в NFT. Другие же используют более обширное понятие «цифровое искусство» (digital art).
Тренд на крипто-арт
Диджитал-художники долго боролись с устоявшимся мнением, что их работы не имеют никакой ценности из-за самой природы Интернета. Нематериальное искусство до последнего времени оставалось самым уязвимым. Все это изменилось с появлением технологии создания NFT-произведений с пометкой авторства. Благодаря возможности выпускать такие уникальные токены, коллекционеры могут напрямую взаимодействовать с художниками и финансово их поддерживать, а те, в свою очередь, могут защитить себя от плагиата собственных работ. С началом пандемии Covid-19 началась масштабная цифровизация всей отрасли, что вызвало рост онлайн-продаж. Очевидно, что современные художники создают работы, отражающие состояние общества и происходящих в нем процессов. Именно поэтому искусство все больше диджитализируется, стремительно возрастает влияние Интернета на художественные идеи. Современные медиахудожники все активнее внедряют такие инструменты, как видеоарт, VR и AR, а теперь и NFT, в свою практику.
В начале этого года мы придумали арт-группу Instigators, собрав кураторов, криптоэнтузиастов и экспертов в области цифровой графики, чтобы начать продюсировать проекты в области современного искусства, моды и дизайна. Нашей целью стало убрать существующую дистанцию между офлайн-миром, воображением художника и виртуальным пространством блокчейна. Первым проектом Instigators стало сотрудничество с художником Николаем Кошелевым. Первые торги пройдут 16 апреля на платформе Rarible. Смысл акции «Экспортировано из музея» заключается в трансформации произведений, которые сейчас висят на выставке художника в Третьяковской галерее, в мир NFT. Мы создаем цифровые маски с помощью сложных 3D-технологий, их можно будет приобрести на торгах, став настоящим коллекционером цифрового искусств. Где на самом деле находится работа – в музее или в коде ее цифровой версии, закрепленной синтетическим контрактом? Кем является современный художник, если он разрывается между все новыми и новыми пространствами? Наш проект впервые поднимает этот широкий спектр вопросов и переводит искусство NFT на новый уровень.
Эпоха Phygital
Новые медиа, традиционные СМИ и телеграм-каналы вовсю прочат NFT успешное будущее. Совсем недавно цифровой дом моды Fabricant провел конкурс 3D-дизайна одежды в партнерстве с adidas и моделью Карли Клосс. 20 лучших заявок были проданы на аукционе в качестве NFT и выставлены в галерее Decentraland, где посетители-аватары могли просматривать произведения искусства и делать виртуальные ставки на лучший дизайн-проект.
Еще одна цифровая тенденция, ставшая мейнстримом — использование игровых платформ как площадку для диджитал-продаж. Такое решение не случайно: игроки, преимущественно поколение Z, активно покупают цифровую одежду, и спрос на нее растет в геометрической прогрессии. Burberry уже влились в повестку: они создают одежду и украшения для персонажей Honor of Kings — крупнейшей видеоигры Китая. Это может стать новым решением для ритейла: NFT позволяет отслеживать всю историю, стоящую за каждой из проданных вещей. Пока обыватели думают, что это лишь временная забава, fashion-эксперты прогнозируют цифровой бум в ближайшие несколько лет: самые продвинутые модные Дома сделают полный ролл-аут своих цифровых коллекций, а мы начнем покупать AR-одежду и дарить ее друзьям и близким на праздники. Индустрия идет к новому стандарту — phygital, слиянию физического (physicla) и цифрового (digital). Совсем скоро мы увидим, как при покупке физической пары обуви или одежды в качестве бонуса можно будет получить цифровую NFT-версию продукта.
Кто на NFT-вечеринку?
Казалось бы: для мира моды NFT — пока еще неизвестная территория. Однако Gucci недавно подтвердили свою заинтересованность в мире NFT. Бренд презентовал виртуальные кроссовки, получившие название Gucci Virtual, которые можно примерить через AR-гаджеты, а впоследствии приобрести. Сегодня такая пара доступна даже тем, кто вообще не является целевой аудиторией люкса: их цена составляет всего $13. Выпуск Gucci Virtual поддержала белорусская компания Wanna, специализирующаяся на технологиях дополненной реальности для онлайн-примерки обуви и часов. Сегодня одноименное приложение служит цифровой «примерочной» для Snapchat и таких спортивных брендов, как Reebok и Puma. Сейчас на рынке уже стали появляться специализированные блокчейн-платформы, которые помогают fashion-брендам переходить на сторону цифровой реальности. Сегодня это компания Lukso, которая занимается изучением существующих и будущих вариантов использования цифрового образа жизни.
А что дальше?
Стало очевидно, что NFT — это новый этап в истории искусства и своего рода цифровая гарантия авторства. Уже сейчас технология используются не только геймерами, но и большим бизнесом — для оформления финансовых обязательств. NFT может стать предметом залога или основанием для возникновения права. Несколько дней назад был создан прецедент: американский штат Айова законодательно приравнял смарт-контракты к обычным договорам и полностью интегрировал блокчейн в существующую правовую систему. Крипто-пространство формирует независимую финансовую систему для всего человечества, где NFT также сможет выступать, например, идентификатором личности. Ну а мы продолжим делать свое дело –– создавать произведения цифрового искусства, сотрудничая с современными художниками.