Как стать успешным фуд-блогером, если любишь еду, но не умеешь готовить

Инструкция Александра Сысоева
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Сысоев, создатель гида «9 гастрономических чудес», основатель Российского ресторанного фестиваля, а также автор каналов «СысоевFM» в Telegram и «Яндекс.Дзене», рассказывает, как стать экспертом в фуд-блогинге, и делится собственными советами.

Александр Сысоев
Александр Сысоев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выбирать рестораны, о которых стоит рассказать

В выборе хорошего ресторана работает микс факторов: во-первых, имя ресторатора и шеф-повара, во-вторых — сама идея и актуальность кухни, и уже потом — дизайн и локация.

При этом я часто поддерживаю проекты без раскрученного имени, если уже хотя бы по текстам владельцев в соцсетях видна искра в их глазах. Да, такие проекты могут оказаться неуспешны, но это не всегда связано с едой. Есть много факторов, из-за которых бизнес может не пойти. Но я считаю — то, что сделано с душой, нужно поддерживать всегда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как понять, что заказывать в ресторане

Самое главное правило — не заказывать блюда, которые попали в меню случайно. Все-таки нужно понимать, что у каждого ресторана есть специализация. Я обычно беру блюда, которые сложно испортить (если это новое место или незнакомый мне шеф). Если они оказываются отличного качества, то можно переходить и к более сложным комбинациям. В местах, где шефы мне известны, я обычно полностью им доверяюсь и заказываю блюда из тех ингредиентов, которые сам обожаю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как рассказывать о еде

За последние 10-15 лет произошел очень большой сдвиг в гастрономии. Раньше каноны и классические рецепты были незыблемы и любое блюдо можно было сделать качественно, четко, соблюдая стандарты. Критик мог написать: «Луковый суп приготовлен неправильно, потому что вот тут недожарили, база была не такая и сыра было меньше на 100 граммов, чем нужно».

Но сейчас, с появлением авторской еды, пересмотром рецептов и рождением новых твистов, описывать блюда таким образом очень странно. Для начала, больше нет эталона, с которым ты сравниваешь блюдо. Можно описывать только собственные ощущения — скажем, «я бы в этом блюде сделал более прожаренный бекон». А это очень субъективно. Чтобы так писать о гастрономии, нужны настолько огромный опыт и широкий кругозор, чтобы они позволяли легко сравнивать вкусовые сочетания важных блюд от известных мастеров со всего мира и приводить свое мнение к взвешенному выводу, и так — по каждому блюду каждого нового заведения. Такого кругозора нет почти ни у кого. Таких людей на весь мир — тысяч 50-100. И это либо очень богатые foodies, либо критики со стажем в 50-60 лет, которые за свою жизнь попробовали вообще все, что можно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я считаю, сегодня время рецензий на блюда ушло. Более того, предпочтения у всех разные. То, что не понравилось мне, может понравиться кому-то другому, и наоборот. Поэтому я предпочитаю писать не о еде, а об общей оценке места, чтобы у читателей сложилось понимание некоего вектора. Это должен быть правильный набор факторов: атмосфера, сервис, музыка, еда, посетители... Именно поэтому мои рецензии очень короткие — чтобы люди могли за короткое время понять, интересна ли им эта совокупность факторов или нет. А дальше они приходят и выбирают сами, согласно своим сценариям. В конце концов, кто-то предпочитает исключительно блюда из курицы. Кто-то сразу интересуется у официанта, какое блюдо в их ресторане самое модное или пользуется самым большим спросом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда мне хочется чего-то сверхъестественного, я прошу узнать у шефа его signature dish — блюдо, с которым он выигрывал награды, или которое обласкано СМИ, гостями и критиками.

Но писать об этом, особенно в формате Telegram-канала или Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), уже не для нашего времени. Есть старая школа критики, которая раскладывает блюда на составляющие, процессы и нюансы, а есть новые форматы, к которым отношу себя я: это дайджест, новостная лента, которая лаконично сообщает обо всем новом, что может привлечь внимание условных фуди или помочь им хорошо провести время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как привлекать аудиторию

Чтобы о вас узнали, важен собственный бренд и собственное мнение. Оно может быть негативным или позитивным, но должно быть вашим — люди не любят обезличенные бренды и медиа.

Очень важно распространять информацию о проектах, в которых вы принимаете участие. Договаривайтесь со СМИ — они не конкуренты, а партнеры. Хоть я и не считаю себя журналистом, но с радостью делюсь знаниями и поставляю контент тем, кому он интересен. Жестких законов здесь нет. Ваш бренд — ваши правила. Если хочется продавать контент — продавайте. Но лично я часто отдаю бесплатно. Ведь ваш контент — ваша лучшая бесплатная реклама. А контент нужен всем — от банков до порталов вроде wi-fi.ru.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как часто нужно публиковаться

Никто не заставляет вас увольняться с работы или бросать семью, чтобы стать лучшим в том, что лишь недавно было вашим хобби. Не бойтесь ошибаться и извиняться — в наше время об этом помнят три дня. Не бойтесь делать и писать мало — вы не «Лента.ру» и не «Лайфньюз».

Как монетизировать свой блог

Доходы будут. Рано или поздно. Наймите профи, чтобы он сделал вам правильную презентацию и прайс-лист. Помните: если создаете бренд для души, то сами вкладывайте и деньги, и душу. А если для дохода — вкладывайте деньги и двадцать душ.
При этом всегда важно не изменять себе, не прогибаться и не идти на компромиссы ради денег. Если рекламодатель предлагает имидж с голой женщиной, отказывайтесь от размещения. Конечно, если ваше медиа не о голых женщинах в кепках. Но даже в этом случае настаивайте, чтобы имидж был с кепкой.

Самое главное — помните: если в вас горит любовь к гастрономической культуре — просто начните о ней писать, говорить, рисовать или вязать крючком. И поверьте — у вас получится.

Фото: GETTY IMAGES