Business tips: как организовать международный фуд-фестиваль
В России родился новый международный гастрономический фестиваль IKRA — он пройдет с 1 по 5 марта на сочинском горном курорте «Роза Хутор» и станет ежегодным. Приедут маститые российские и зарубежные шефы — от Владимира Мухина из White Rabbit и Дмитрия Блинова из питерского Duo Gastrobar до лучшей женщины-повара Аны Рош и итальянца Массимо Боттуры, чей ресторан Osteria Francescana возглавляет список The World`s 50 Best Restaurants — 2016. Придумали и организовали «Икру» ресторанный холдинг White Rabbit Family и компания v confession agency, основатели которого Ксения Тараканова и Юлия Чернова рассказали TheSymbol.ru, как проходила подготовка к фестивалю и чего от него ждать.
О зарождении IKRA
Ксения: Для нас гастрономия – это новое направление, и погрузились мы в него так основательно благодаря WRF и Борису Зарькову с Владимиром Мухиным. Мы работали совместно над запуском ресторана Chef’s table и в процессе работы обнаружили, что между WRF и VCA много общего. Обе компании трепетно относятся к качеству своей работы и настроены на создание долгосрочных амбициозных проектов, не подстраивающихся под существующую систему, а качественно меняющих ее. Собственный гастрономический фестиваль – это общение лучших шефов мира, это возможность обмена опытом, создания глобального гастрономического контекста. Шефы едут в Сочи по личному приглашению Владимира Мухина – без глубокой персональной интеграции в процесс сильной принимающей стороны фестиваль с именами такого уровня был бы просто невозможен.
О подготовке и спонсорах
Юлия: Идея создания фестиваля родилась у коллег из White Rabbit Family около года назад. Мы долго обсуждали эту инициативу и присоединились к процессу в ноябре, тогда же начался период активной подготовки. Начали мы, собственно, с названия фестиваля, формулировки его миссии и целей, разработки айдентики, создания сайта. Безусловно, до начала работы над коммуникационной стороной проекта мы внимательно изучили бизнес-потенциал проекта, способы его монетизации – для всех участников это не является благотворительностью. В математике фестиваля IKRA, помимо продажи билетов на ужины, большое значение имеет работа со спонсорами и партнерами, так как весомая часть финансирования фестиваля поступает именно от них. Собственно, наша экспертиза не только в сфере продюсирования, но и опыт по фандрайзингу, накопленный за годы работы со спонсорами в сфере современной культуры (v confession agency работает с музеем «Гараж», ММОМА, ярмаркой современного искусства Cosmoscow и другими проектами — Прим. TheSymbol.ru.), помог сформировать эффективный бизнес-план по развитию фестиваля IKRA на несколько лет вперед.
Ксения: Для нас очень важно, чтобы партнеры были правильно интегрированы в проект и довольны сотрудничеством, а гости фестиваля получали от партнёров приятный дополнительный опыт, мы называем это added value. Мы категорически против топорных механизмов – после подписания спонсорского договора за каждым брендом-партнером закрепляется отдельный менеджер, а за менеджером стоит целая команда дизайнеров, 3D-визуализаторов, SMM-щиков, пиарщиков, которые работают над тем, чтобы спонсор получил максимум от сотрудничества. Над IKRA работает команда из 28 человек, и это только штатный персонал.
Юлия: Нас очень обрадовала и вдохновила позитивная реакция ключевых игроков рынка на наш проект – это подтверждает, что мы движемся в правильном направлении и тема современной гастрономии сейчас по-настоящему актуальна. За короткое время множество брендов топ-уровня подтвердили свое участие в фестивале в качестве спонсоров – постоянные участники мировых гастрономических фестивалей Nespresso, Electrolux и Macallan, наш постоянный партнер Beluga Hunting, а также автомобили Porsche и часовой бренд Jaeger-leCoultre. Это означает, что фестиваль появился вовремя, – его ждали и приняли с энтузиазмом.
О названии
Ксения: Важно было выбрать для названия русский продукт. Что может быть характернее, чем икра?
Юлия: IKRA — емко, коротко, с легкостью читается на всех языках.
Ксения: Володя Мухин хочет, чтобы все иностранные шефы отныне назвали икру именно так – ikra. (Улыбается.)
О Сочи
Ксения: Мы ориентировались на фестивали подобного уровня, которые проходят в Альпах. В этом смысле проводить гастрономические фестивали на курортах вовсе не ноу-хау. Есть, например, фестиваль Care’s — его идейный вдохновитель Роберт Нидеркофлер приедет к нам на IKRA. Для нас самих лыжный спорт — любимый вид отдыха, так что свою роль сыграла еще и личная страсть.
Юлия: Мы хотели подарить нашим гостям глубокое, полное погружение в процесс. Которое в Москве невозможно. Наши гости не стоят в пробках, они расслаблены и имеют возможность целый день провести на фестивале — перемещаясь, практически на лыжах, из зоны мастер-классов в зону après-ski.
О программе фестиваля
Ксения: У нас супермасштабная программа — всем гостям будет чем заняться. Открываемся мы 1 марта — русским ужином. Русские шефы приглашают на этот ужин своих коллег, это такой ужин-приветствие. Владимир Мухин – человек, который изобрел русскую кухню заново, – совместно с Анатолием Казаковым, Василием Зайцевым и Александром Вяхиревым приготовит сет из 8 подач. После ужина будет коктейль от Nespresso.
Типичный день на фестивале выглядит так: вы просыпаетесь утром, отправляетесь на гастрономические мастер-классы, которые проводятся в гостинице Radisson с 11 до 15 часов каждый день. Все мастер-классы бесплатные — чтобы попасть на них, нужно зарегистрироваться на сайте ikrafest.com. Уже сейчас они пользуются бешеной популярностью: за первый день работы сайта 60 % мест были забукированы. Темы разные: Володя Мухин, например, расскажет о национальном коде в современной кухне.
Юлия: После мастер-классов можно покататься на лыжах и заехать в après-ski-зону — там будут предложены коктейли и биттеры от Beluga Hunting под диджей-сеты наших друзей – мы везем на фестиваль диджеев Марка Щедрина, Кирилла Иванова, Тимофея, а также известного берлинского диджея Питера Паззла. Когда мы приехали в Сочи, то сразу обратили внимание, что культуры après-ski там практически нет. Поэтому мы решили организовать такие зоны в Ramen Bao и Sausage club.
Ксения: Ну и самое главное в программе — закрытые дегустационные сессии, вечерние ужины. На них вход осуществляется по заранее приобретенным билетам. С 1 по 3 марта ужины будут проходить в четыре руки — российские шефы будут работать в паре с приглашенными иностранными коллегами. Мощный дуэт — лучшая женщина-повар по версии The World`s 50 Best Restaurants Ана Рош и Владимир Мухин. Но наш главный хит — ужин от Массимо Боттуры (его ресторан Osteria Francescana обладает тремя звездами Michelin и занимает первое место в мировом рейтинге The World`s 50 Best Restaurants — 2016. — Прим. TheSymbol.ru.), который пройдет 2 марта в ресторане Chicha.
Юлия: Еще есть возможность приобрести билеты на некоторые из ужинов, поэтому рекомендуем гурманам поторопиться! Билеты можно приобрести на сайте фестиваля ikrafest.com.
О гостях IKRA
Ксения: Билеты на наши вечерние ужины, в сравнении с иностранными фестивалями с участием шефов топ-уровня, стоят не так дорого – от 10 000 рублей. Безусловно, есть и более дорогие события – так, например, билет на ужин Боттуры стоит 25 000 рублей. Параллельно проходят мероприятия, которые доступны и открыты для всех гостей курорта: après-ski-вечеринки, мастер-классы. В этом и есть функция фестиваля: не столь важно, сколько у вас денег или насколько глубоко вы увлечены гастрономией, в любом случае вы сможете найти себе занятие по душе. Те же après-ski — полноценная часть гастрономического фестиваля, там каждый день будут подавать специальные сеты от шеф-поваров.
О любви к гастрономии
Юлия: Идея интеграции гастрономических опытов в наши проекты возникла уже довольно давно, несколько лет назад мы были одержимы идеей создания настоящего гастрономического спектакля – перформанса, в котором еда играла бы основную роль, была бы полноценным участником действия.
Ксения: Приятно, что эта идея получила в итоге свою реализацию, – в 2015 году для проекта с нашим партнером Vertu мы привозили гастрономический дуэт Bompas & Parr из Лондона. Вместе с ними мы создали черный банкет по Гюисмансу — на ужине подавались только черные блюда, черные напитки. Все это сопровождалось хоровым пением, перформансом, акустическим концертом, снегопадом, сумасшедшими проекциями. Тогда мы как раз только-только открыли Электротеатр «Станиславский» и буквально выпросили у худрука Бориса Юхананова зал под этот гастрономический спектакль. Было невероятно красиво и тогда еще очень ново для Москвы.
Юлия: На самом деле в работе с гастрономической темой есть множество тонкостей и нюансов, которые нам сейчас приходится познавать в процессе. Нам пока все в новинку. Когда фестиваль закончится, мы обязательно проанализируем, что нам удалось, а что нет, и сформулируем стратегию развития этого проекта на ближайшие годы – у нас амбициозные планы!
Ксения: Пока для России фестиваль подобного уровня — это вообще событие беспрецедентное. Все заметили, что в последнее время у нас стали модными гастроли зарубежных шефов и рестораторов, сейчас вообще активно развивается ресторанная индустрия. Но в таких масштабах фестиваль не может быть сугубо ресторанной историей, он находится на стыке культуры и гастрономии — это нечто большее. Это новая субкультура, и мы в неё очень верим!
Фото: Анна Галкина