«От меня ничего не зависит»: что такое выученная беспомощность и как ее победить

Рассказывает психолог
@co
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как часто вы чувствуете себя беспомощным, бессильным, ни на что не способным, несостоятельным человеком? А после возникновения этих мыслей, вы начинаете себя оправдывать, ссылаться на обстоятельства, ситуации, других людей, снимая тем самым с себя ответственность... Если у вас присутствует такой «симптом», то вы можете смело диагностировать у себя выученную беспомощность. Что это такое и как с ней справиться, рассказывает психолог Кристина Хабарова.

С точки зрения психологии, выученная беспомощность — это состояние пассивного человека, который видит жизнь в негативном ключе и воспринимает все через призму пессимизма. Такой человек часто, взявшись за какую-либо работу или решившись выполнить определенную задачу, быстро разочаровывается, опускает руки и отказывается от этого занятия. Он быстро теряет запал, интерес, перегорает и отказывается от своей затеи. Либо он вовсе выбирает ничего не делать, даже когда есть возможность что-либо изменить, считает это слишком сложным и трудоемким.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основные признаки

Как часто вы слышали такие фразы: «Это не мое», «Я не смогу, у меня ничего не получится, "Куда я пойду, каждому свое, каждому по способностям и т.д."? Узнали своих знакомых, друзей, родственников или даже себя? Причины возникновения этого состояния и выработанного поведения лежат, безусловно, в детстве:

  1. Родительский сценарий — это родительская «копирка», ребенок перенимает тип поведения родителя или другого значимого взрослого. Такое поведение демонстрировала в семье, например, мама, и ребенок видел это, перенимал эти привычки, тестировал, видел позитивное подкрепление. То есть то, что это «рабочий вариант», и применяя его, он получает желаемое, даже не приложив к этому никаких усилий, фиксируя такую модель поведения;
  2. Гиперопека родителями в детстве также способствует развитию этого поведения, ребенка лишают самостоятельности, он разучается проявлять инициативу;
  3. Частая критика ребенка способствует потере веры в себя и свои силы. Он начинает уже бояться что-либо пробовать делать;
  4. Сравнение ребенка в детстве с другими: «Вот посмотри на Свету, какая она всегда опрятная, а ты...»;
  5. Ложь во благо. Это вариант лести, когда ребенка могут даже хвалить за то, что у него что-то не получилось, например, но в этом варианте взрослые оказывают ему «медвежью услугу», так как ребенок все чувствует, понимает, что это не искренне и его просто пытаются утешить. От такой похвалы эффект обратный.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
@celine
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто наиболее подвержен выученной беспомощности

Выученная беспомощность — это жертвенное поведение. Чаще всего этим страдают женщины. Человек с выученной беспомощностью считает, что не способен контролировать и влиять на ситуацию. У него сильно занижена самооценка, он абсолютно не верит в себя, его «Я» отсутствует. Во взрослом возрасте он часто выбирает «прятаться» за других людей, например, находясь в браке — за мужа или жену. Такой человек застенчив, излишне тревожен, имеет мало интересов, прокрастинирует, страдает чрезмерной утомляемостью, хронической усталостью, возможно, часто пребывает в состоянии апатии. Выученная беспомощность, если ее не проработать, приведет к развитию зависимостей и психосоматических патологий. Это некомфортно, сложно в лечении, но это не приговор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бороться с выученной беспомощностью

Наилучший вариант — обратиться за помощью к специалисту, тогда вы получите не только желаемый результат, но и более быстрый по времени. Первое, что вам необходимо сделать, это признать проблему: «Да, у меня это есть, это факт, это так, но я хочу это изменить». Не оценивайте себя в этот момент признания, это ни хорошо, ни плохо, это просто факт. Это уже есть, но это можно и нужно изменить и проработать. Терапия будет включать в себя несколько этапов:

  • Смена мышления. Если не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней. Отрицательную оценку меняем на положительную, анализируем опыт, находим положительные моменты, вычленяем и выделяем для себя из этого вторичные выгоды. Прорабатываем самооценку.
  • Принимаем, адекватно оцениваем свои сильные и слабые стороны, учимся ими пользоваться, а не критикуем себя за «слабости», как вы сами можете их оценить.
  • Берем ответственность за себя и контролируем свою жизнь. Еще одной рекомендацией для вас будет завести дневник и фиксировать свои победы. Вознаграждайте себя за них, ставьте перед собой цели, достигайте их, хвалите и поощряйте себя. За очередное достижение назначайте себе награду. Например: «Как только я добьюсь этой цели, то пойду и куплю себе новую сумочку, которую давно хочу, но не позволяю себе». Награда должна быть материальной, чтобы ее можно было потрогать, ощутить, посмотреть. Эта вещь будет ассоциироваться у вас с победой, с вашим достижением и признанием вашей силы и ваших способностей. Она будет напоминать вам о том, что «Я могу».

Не отчаивайтесь, выученная беспомощность — это не болезнь и поддается корректировке. Проработав этот синдром, вы поверите в себя, почувствуете свою значимость, поймете, кто вы.