От «блокчейна» до «искусственного интеллекта»: 5 понятий, без которых 2018-й не наступит
Спешим разочаровать, но растиражированная фраза Коко Шанель «Не показывайте мне моду, продемонстрируйте свой вкус» безнадежно устарела. Сегодня, чтобы оставаться на острие, одного только вкуса недостаточно, – надо еще быть немного специалистом по компьютерным технологиям, немного футуристом, немного материаловедом. Анастасия Углик собрала пять понятий, без которых 2018-й просто не наступит.
Блокчейн
Да, все говорят об этой революционной децентрализованной технологии хранения и обмена данными применительно к криптовалютам: биткоину, эфириуму и прочим эльфийским по звучанию словам. Но возможности блокчейна куда шире. И нам совершенно необязательно понимать, как на самом деле он работает: главное – помнить, что сведения внутри него невозможно (действительно невозможно!) подделать или изменить. И не существует Большого брата, задобрив которого, можно покопаться в настройках. Для модной индустрии это в перспективе означает долгожданную победу над контрафактом, стоит только каждой выпущенной сумке или тренчу присвоить уникальный код и занести его в блокчейн. После чего с помощью несложных манипуляций со смартфоном покупатель сможет гарантированно узнать о вещи все, а именно: где, когда и кем она была сделана, какие материалы использовались и их происхождение. Лондонский бренд Martine Jarlgaard уже второй год тестирует эту систему «прозрачного» производства. А все потому, что, по словам основательницы, ее клиенты – адепты осознанного потребления и умная этикетка дает им уверенность в том, что ни природа, ни другие люди не страдали ради их удовольствия.
Дополненная реальность
Каталоги с технологией дополненной реальности уже давно сделали Converse (можно виртуально «примерить» будущие кроссовки прямо из приложения) и IKEA (просто наведите планшет или смартфон на пустую стену – и там появится диван или кресло, которое вы думаете купить). Но по-настоящему серьезный разговор начался, когда в продаже появился iPhone X: его новейшие датчики позволяют делать виртуальное изображение почти неотличимым от реального. Очки, конечно, дают больший эффект присутствия, но их никто не будет носить с собой постоянно, в отличие от телефона. Предсказываем, что в ближайшее время заигрывать с технологией будут все без исключения модные бренды, и мы точно увидим множество показов, в которых AR (augmented reality) отведена ключевая роль. Ну а первыми, как обычно, стали Burberry. Сразу после анонса новейшего смартфона Apple английский бренд порадовал своих поклонников сделанным совместно с Купертино приложением, с помощью которого они могли перекрасить все вокруг себя в цвета узнаваемого тартана.
Искусственный интеллект
Когда-нибудь он, конечно, поработит мир. Но пока этого не случилось, ИИ помогает брендам анализировать поведение покупателей, их поисковые запросы, политические взгляды и высказывания в социальных сетях. Сведя вместе все разрозненные и разнотипные данные, он способен точнее, чем самый впередсмотрящий маркетолог, предсказать, какой товар будет пользоваться спросом и у какой аудитории. И этот этап четвертой индустриальной революции уже в самом разгаре: заказы на разработку ИИ от производителей одежды сейчас в топе у большинства специализированных компаний. А суперпродвинутый Amazon пошел даже дальше. В своем исследовательском центре Lab126 в Сан-Франциско он выпестовал искусственного дизайнера, способного на основе огромного количества фотографий с подиумов придумывать актуальные модели одежды. Похоже, Демне пора начинать беспокоиться.
3D-сканеры и принтеры
Спорим, слыша слово «bespoke», вы тут же представляете себе кингсменов с Сэвил-роу, которые сосредоточенно снимают мерки с джентльмена в безупречно накрахмаленной сорочке. Но в наше время эта картина изменилась до неузнаваемости. Сейчас достаточно один раз отсканировать, например, свою стопу в 3D-сканере, получить модель и дальше запустить ее в анализатор (с применением самообучающегося искусственного интеллекта, разумеется). А он, в свою очередь, подберет для вас колодку и послушает комментарии после ее примерки. «Да, это в своем роде возвращение к истокам обувного дела, когда все без исключения туфли шили на конкретного человека, и они всегда подходили», – говорит Андрей Голуб, руководитель стартапа ELSE Corp. Он при активной поддержке Microsoft предлагает (а самое главное, уже внедряет среди итальянских обувщиков) платформу виртуальной розничной торговли и кастомизации. Благодаря ей можно устроить бутик на самой небольшой площади (трех квадратных метра достаточно), где у покупателя будет возможность поиграть на компьютере с цветами и отделками, а потом буквально через неделю получить во владение идеальную пару. «И самое главное – это адекватная цена за ранее недоступный для большинства сервис, – объясняет Голуб. – А с развитием технологий 3D-печати она вообще станет минимальной». Ждать осталось всего пару лет.
Новые материалы
На октябрьской презентации в Париже своего инновационного проекта Fashion Tech Lab Мирослава Дума так сформулировала происходящее в индустрии: «Революция сейчас идет в материаловедении и био- и нанотехнологиях. И они полностью переворачивают производство одежды, где ничего не менялось уже более ста лет». Тогда же были представлены разработки ее подопечных. Diamond Foundry из Сан-Франциско показали искусственно выращенные идеально чистые бриллианты, стоимость которых заметно меньше натуральных. У Mint Materials из Скандинавии получился материал, неотличимый на вид от хлопка, но сделанный из мятных волокон. Благодаря им он обладает антибактериальными свойствами и служит гораздо дольше. А майамская компания Osomtex придумала, как экологично перерабатывать утиль. Их внимательнейшим образом слушали самые влиятельные люди fashion-мира: Франсуа-Анри Пино из Kering, Антуан Арно из Berluti и множество дизайнеров – Мария Грация Кьюри, Диана фон Фюрстенберг, Альбер Эльбаз, Аззедин Алайя и Хайдер Акерманн.