Лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки
Легенда японского аниме Хаяо Миядзаки в 2013 году огорчил своих фанатов, объявив о том, что заканчивает рисовать мультфильмы и уходит на пенсию. Однако в последнем выпуске программы на телеканале NHK, посвященной его творчеству, режиссер заявил, что возвращается с заслуженно отдыха для того, чтобы создать последний полнометражный анимационный фильм «Гусеница Боро». Сюжет мультфильма о маленькой гусенице Миядзаки разрабатывал последние 20 лет. Изначально режиссер хотел сделать из него короткометражку, но затем отказался от этой идеи в пользу полнометражного формата. Фильм должен выйти на экраны к токийской Олимпиаде. Пока лента находится в процессе создания, мы решили вспомнить любимые мультики Миядзаки и заодно вспомнить, за что мы так любим японского мультипликатора.
«Мой Сосед Тоторо» (1988)
Лесной дух Тоторо – самый узнаваемый образ из плеяды персонажей, придуманных Миядзаки. Это большое мохнатое существо, похожее то на пса, то на кошку, то вообще на сову помогает потерявшейся в лесу девочке Мэй найти дорогу до больницы, в которой лежит ее мама. Благодаря Тоторо и остальным лесным духам в его подчинении, мама сестер Мэй и Сацуки выздоравливает, и все живут долго и счастливо. Более жизнеутверждающий конец придумать сложно.
«Ведьмина служба доставки» (1989)
Молодая ведьма Кики уезжает из дома на ведьминскую стажировку со своим говорящим котом Джиджи. Девочка сталкивается с всевозможными приключениями, в результате которых она открывает свою службу доставки. Однако после эксцесса с одним из заказов она теряет свою возможность летать, а заодно и смысл жизни. Но благодаря силе любви и вдохновения в самый нужный момент силы возвращаются к юной ведьме, и она спасает своего друга от гибели. Детский мультик на самом деле рассматривает взрослые проблемы о том, что самостоятельная жизнь – это не так страшно, а главные ресурсы для творчества – в нас самих.
«Принцесса Мононоке» (1997)
Сюжет разворачивается в историческое для Японии время – период Мурамати, во время которого в стране впервые появляется огнестрельное оружие. Во многом мультик пытается рассмотреть актуальную проблему о том, как природа страдает от технологического насилия. Главная героиня, девочка Сан, брошенная в детстве родителями, попадает в племя волков, которые воспитывают в ней принцессу-воина Мононоке. Обиженная на людей, Сан борется за свой лесной дом и пытается защитить его от вторжения людей и оружия. В очередной раз Миядзаки пытается донести до взрослой аудитории посредством мультипликационных образов пацифистскую идею – как итог, мультик стал одним из самых кассовых в истории японского кинематографа.
«Унесенные призраками» (2001)
Поучающая история о 10-летней девочке Тихиро Огина, которая вместо того, чтобы переехать с родителями в новый дом, попадает в мир духов, где из-за собственной жадности ее родители превращаются в свиней. Чтобы вернуть все на свои места и освободить родителей, девочке приходится пройти через испытания в волшебном мире. Пожалуй, «Унесенные призраками» – один из самых мрачных и гротескных мультфильмов Миядзаки, что в очередной раз доказывает, что это не анимация для детей – взять хотя бы персонажа Каонаси, напоминающего смерть с косой, или Юбабу. С помощью своих устрашающих героев Миядзаки в очередной раз преподает нам моральный урок – в этот раз о том, что порой за наши грехи приходится расплачиваться близким людям.
«Ветер крепчает» (2013)
Анимационный фильм, а по совместительству историческая драма дебютировал в 2013 году на 70-м Венецианском кинофестивале и должен был стать лебединой песней Миядзаки. Сюжет основан на одноименной манге самого Миядзаки и рассказывает подлинную историю о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси и его работе над истребителем Mitsubishi во времена Второй мировой войны. Как часто бывает, главный герой ставит себя против системы и войны, и вместо национализма и смерти пытается сосредоточиться на жизни – он следует своей мечте летать и пытается помочь любимой девушке справиться с болезнью.