Ученые нашли под портретом Моны Лизы незамеченный ранее набросок
Ученые обнаружили еще одну тайну самой загадочной картины Леонардо да Винчи «Джоконда». Они сообщили о находке незамеченного ранее наброска под слоем краски.
Нашел скрытый рисунок да Винчи ученый Паскаль Котт — с помощью специальной собственной аппаратуры он обнаружил следы эскиза, сделанного в технике спольверо (spolvero). Этот метод нанесения изображения чем-то похож на трафарет, с помощью которого рисунок переводили с наброска на холст углем (как в случае с «Джокондой») или мелом. Следы угля исследователи нашли на волосах и руках Моны Лизы.
Кроме того, линии наброска показали, что изначально голова Моны Лизы была повернута в другую сторону, но в последний момент Леонардо да Винчи решил изменить ее позу. Паскаль Котт уверен, что его открытие «меняет историю культового символа западной живописи», ведь получается, что для создания «Джоконды» художник использовал набросок, с которого уже переводил изображение.
Исследователь также обнаружил на картине предварительное изображение украшения для волос, похожее на шпильку или заколку. Это открытие вызвало очень много вопросов, ведь во времена написания работы да Винчи такие аксессуары не были в моде. Некоторые ученые считают, что шпильки изображали на портретах богинь — например, Девы Марии.
Исследование «Джоконды» продолжалось 15 лет: представители Лувра пригласили Паскаля Котта еще в 2004 году. С помощью специального оборудования с инфракрасными лучами ему удалось обнаружить изображения, которые были нанесены перед основным слоем краски.