«Я создаю картины из человеческих тел и энергий»: Владимир Варнава — о танцах в невесомости и роботах на сцене
Искусство танца, как и высокие технологии,
гармония творческого самовыражения, мастерства и постоянного совершенствования.
Сегодня эта параллель особенно актуальна: именно современный танец зачастую становится площадкой для самых дерзких художественных высказываний. В специальном проекте The Symbol и Audi хореограф Владимир Варнава не только поделился с нами своей заветной мечтой станцевать в невесомости, но и показал, что полностью электрический Audi e-tron — идеальный образец современного искусства. Ведь он соответствует нашим представлениям о прекрасном и самым прогрессивным идеям об экологичном будущем.
О том,зачем мы танцуем
Я убежден, что танец — это невербальный язык, который интуитивно понятен всем. Танцуя, ты находишься в согласии со своим телом и с самим собой. И я также верю, что танец существует для удовольствия.
О театрепрошлого и театре будущего
Театральная коробка со сценой — классика, в ней есть канон. Та же Мариинка занимается сохранением традиций, ты можешь прийти туда и в любой момент получить удовольствие от академического искусства. Но мне кажется, сегодняшнему духу и моей глобальной идее соответствует возможность танцевать где угодно, заполнять танцем любое пространство.
И как ЭТОГО БУДУЩЕГО ДОСТИЧЬ
Чтобы изменить систему изнутри, нужны недюжинные силы и ресурсы. Зато можно попробовать создать что-то новое по своим собственным правилам, которые кажутся тебе рабочими и свежими. Я бы хотел сделать так, чтобы танец был большим интеллектуальным событием. Чтобы люди интересовались им и понимали: существует прогрессивное искусство, которое отвечает на актуальные вопросы общества точно так же, как дизайн и технологии адаптируются под требования новой реальности.
Часто молодых хореографов воспринимают как тех, кто рушит устои. Ничего они не рушат — просто все должно реформироваться! Мы не можем не пересесть на электрокары, когда весь мир говорит об экологической катастрофе. Я очень люблю академическое искусство и никогда не призывал закрывать театры. Но, например, театр Станиславского выбирает более современный путь развития, меняя артистов, приглашая новых хореографов. Лет 8 назад в Академии Вагановой нельзя было представить, чтобы кто-то валялся на полу. А сейчас все валяются с удовольствием. С концепцией и осознанием.
О роботах на сцене
Мне интересно все новое. Однако важно использовать технологии на сцене не ради самих технологий. Необходимо, чтобы они создавали образ. Например, индустриальный робот. Ты начинаешь выстраивать с ним мизансцену: опираешься на него, синхронно с ним взлетаешь, и это уже не робот, а движущая сила, корабль. Вау-эффект от чего-то нового недолговечен, а если оживить технологию в сознании людей, то смотреть на нее можно гораздо дольше.
О танцах в невесомости
Еще три года назад я говорил о том, как хочу полететь в космос и испытать танцы в невесомости. Танец тесно связан с физикой, гравитацией, направлением, поэтому очень интересно попасть в неожиданную среду и изучить новые переменные для своего тела. Впрочем, я искренне уверен, что еще не до конца изучил их даже на Земле.
О театре В ОНЛАЙНЕ
До карантина я «разгонялся»: давал концерты в Instagram и репетировал онлайн. Потом, в начале локдауна, с труппой «Балета Москва» мы решили создать спектакль в прямом эфире. Технологию для него нам пришлось разрабатывать с нуля, взяв за шаблон программу для видеоинсталляции. Три недели мы создавали этот проект, и с некоторыми людьми из команды я ни разу не виделся в реальной жизни. Физически мы разобщены больше, но при этом имеем другие способы соединения. И не факт, что менее крепкие.
«Театр
завод по производству спектаклей.
Когда же работаешь на независимой площадке или создаешь разовый проект, то получаешь в разы больше свободы»
О НОВОЙ жизни КЛАССИКИ
Я не сторонник иллюстрации текста в танце. Как правило, хореограф пытается реализовать произведение, но ведь это невозможно. Язык Чехова — то, что существует в литературе. Язык Стравинского — в музыке. А мой язык, язык тела, остается в танце. Поэтому можно отталкиваться от впечатлений. Так, «Левшу» в Театре Наций я создавал полностью из инсайтов. Или, к примеру, проект T Lates в Новой Третьяковке. Врубель прочитал Лермонтова и, безусловно, между их «Демонами» есть связь, при этом узнать сюжет лермонтовской поэмы в полотнах невозможно. Зато легко почувствовать настроение. Я действовал так же: предложил танцем свой ответ Врубелю, который некогда «ответил» Лермонтову. У нас получился диалог — общая картина, но с разных точек зрения.
О независимом искусстве
Было время, когда я выступал за то, что настоящий танец должен быть в андеграунде. Теперь я отношусь к этому неоднозначно. Здорово, когда крупные компании вкладываются в то, чтобы прокачивать уровень знаний зрителя и его кругозор, и разделяют ценности мира искусства. Благодаря этой поддержке стало реальным создавать классный арт, не обремененный репертуарной политикой. Можно свободнее делать то, что тебя волнует: высказываться на актуальные темы экологии и прав человека. Поэтому приятно, что именно хореограф оказался за рулем полностью электрического Audi e-tron. Отличная метафора того, что между искусством и технологиями гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Например, непрерывное движение вперед.
«Чтобы изменить систему изнутри, нужны ресурсы.
Зато можно попробовать создать что-то новое по своим собственным правилам»
Креативный директор: Дина Силина
Фотограф: Павел Крюков
Креативный продюсер: Анна Покровская
Интервью: Денис Мережковский, Александра Киселева
Менеджер проекта: Екатерина Аникеенко
Стилист: Паата Поцхвериа
MUAH: Анна Леонова
Ретушь: Ира Даль
Ассистент продюсера: Татьяна Смирнова
Ассистент стилиста: Салман Ахриев
Верстка: Полина Потуремская