Кто такая Лилли Райх — архитектор, дизайнер и соавтор Миса Ван дер Роэ
Возможно, вы никогда не слышали имени Лилли Райх. Но мы уверены: вы наверняка знакомы с мебелью, которую она создала. Например, с культовым кожаным креслом Barcelona. Мы решили восстановить справедливость — и рассказать все, что нужно знать об одном из самых выдающихся дизайнеров, декораторов и стилистов прошлого века, которая при жизни была вынуждена находиться (и творить) в тени мужчин.
А вы знали, что абсолютно все свои самые знаменитые предметы мебели Людвиг Мис Ван дер Роэ создал в период совместной работы с Лилли Райх? Ни до, ни после этого великий модернист не выпустил в этой области ничего, что вошло бы в историю. Стул «Брно», кресло «Барселона», павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне — все это относится ко времени, когда Мис и Райх состояли в рабочих и личных отношениях. Многих исследователей это даже наталкивает на мысли, что Райх была для Ван дер Роэ больше, чем просто музой и соавтором. Есть версия, что на самом деле дизайн всех этих выдающихся вещей разработала именно она. Однако их авторство приписать себе она не имела возможности из-за того, что в то время к женщинам-дизайнерам все еще относились скептически.
Как бы там ни было, на счету Лилли было немало и «сольных» достижений. Она была единственной женщиной в творческом объединении Немецкий Веркбунд, проектировала жилые интерьеры, торговые и выставочные павильоны в разных европейских городах, преподавала в Баухаузе и Берлинском университете искусств и работала художественным руководителем Немецкого вклада на Всемирной выставке в Барселоне — той самой, для которой Ван дер Роэ проектировал свой знаменитый павильон. В работах Райх часто отмечали функциональность, потрясающий уровень внимания к деталям и целостность. Лилли проявляла интерес и к моде. В 1922, по приглашению Вальтера Рицлера, редактора журнала Die Form, она написала эссе «Вопросы моды». В нем она жестко раскритиковала модную индустрию Германии 20-х за то, что она производила «дешевую и скверную» одежду и слепо копирует парижские тренды вместо того, чтобы создавать собственные. Сама же Райх считала моду самой удобной из форм самовыражения, которая позволяет людям удовлетворять самые разнообразные потребности. Например, она, как амбициозная работающая женщина, ценила в одежде удобство и функциональность.
При этом всю свою жизнь Лилли была известна только в узком профессиональном кругу. Из тени коллег-мужчин ей удалось выйти лишь уже после смерти, когда о ее заслугах и ноу-хау заговорили по-настоящему громко. Первая сольная выставка Райх была проведена лишь в 1996 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке — почти через 50 лет после ее смерти. Зато во многом именно благодаря Лилли изменилось место и восприятие женщин в дизайне: именно она проложила дорогу для будущих поколений, которые уже не согласны быть в тени своих коллег-мужчин. Сегодня о ее достижениях написаны статьи и книги, а московский ювелирный бренд 10.Gran даже выпустил коллекцию украшений Lilly, посвященную многочисленным творческим находкам дизайнера.