Кто такая Эйлин Грей — ирландская аристократка и эмансипе, чьи работы покорили самого Ле Корбюзье
Как и классическая литература, дизайн многие годы оставался исключительно мужским миром. Здесь если и появлялись редкие звезды-женщины, то они все равно оставались в тени привилегированных предшественников. Другую судьбу выбрала для себя Эйлин Грей — аристократка, создавшая себе скандальную репутацию эмансипе и в итоге заставившая завидовать себе самого великого Ле Корбюзье. Рассказываем историю гениального дизайнера и просто смелой и очень стильной женщины, за чьи работы сегодня отдают миллионы долларов на аукционах.
Стоит сразу подчеркнуть, что и сама Грей была более, чем привилегированна: она принадлежала к древним аристократическим родам и была наследницей приличного состояния, на которое, в частности, родители купили ей квартиру в Сен-Жермен-де-Пре в Париже. Но творческая биография Эйлин началась чуть раньше: в начале XX века она покидает родовое гнездо и переезжает в Лондон, где поступает в Школу изящных искусств Slade на отделение живописи. Заведение имело неоднозначную репутацию: институт был одним из первых высших заведений в стране, куда принимали женщин, а в его уставе значилась целью помощь молодым талантливым художницам — невиданное по тем временам свободомыслие. В числе выпускниц Slade была знаменитая суфражистка Эрнестин Миллс, активистка, участница движения WSPU и сторонница Эммелин Пэнхерст. Грей отлично вписалась в эту компанию, хотя до конца жизни не относила себя ни к одному из популярных движений своей эпохи, даже художественным.
Но в Slade Грей не понравилось, и в 1902 году она перебралась в Париж, где за исключением тяжелых лет Первой мировой провела всю жизнь, прослыв богатой экстравагантной чудачкой. Во Франции она продолжила заниматься искусством лакировки, которым увлеклась на занятиях в Музее Виктории и Альберта. Помогал ей в создании первых работ японец Сейдзо Сукавара: вместе они создавали ширмы, которые пользовались популярностью у богатых коллекционеров. К тем же годам относится самое дорогое творение Грей, кожаное кресло Dragon, украшенное патинированным серебром. Оно было частью обширной коллекции искусства Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, а уже в XXI веке было выкуплено за рекордные $28 миллионов.
Тогда же она, будучи самоучкой, взялась оформлять с нуля квартиры: первым успехом стал заказ парижанки Матье Леви. Для нее же, а именно для бутика шляпок Леви, она создала знаменитое кресло Bibendum, навеянное автомобильными шинами. Параллельно Грей продавала ширмы и абстрактные ковры (ткать их она научилась во время путешествия по Африке) в галерее Galerie Jean Desert, открытой вместе с возлюбленным — румынским архитектором Жаном Бадовичи. Самая знаменитая «архитектурная» ширма из подвижных блоков Brick Screen ушла с молотка за 1,3 млн. евро в начале нулевых.
Тренды менялись, и на смену изящному, дорогому и порой избыточному в тяге к экзотизму ар-деко пришел модернизм, воспевающий функциональность и демократичность, деконструкцию старых норм и моделей. Меняет свой подход и Эйлин: она работала с брезентом, сталью, деревом и металлом. Амбиции архитектора не давали ей покоя. Вместе с Бадовичи она решилась на свой самый смелый проект — модернистский дом на Лазурном берегу. Вилла Е1027 напоминала воспаривший над морем белый корабль. Грей сама спроектировала здание с учетом освещения в разное время суток. Для Е1027 она придумала и мебель: в частности, одноименный столик из трубок, который затем выпустила в продажу.
Бытует мнение, что живший неподалеку Ле Корбюзье ненавидел Грей за то, что она создала этот шедевр, а не он. В 1932 году, когда она покинула виллу, он поселился здесь на несколько дней и испортил белоснежные стены фресками — Грей была в ярости. Но уже после Второй мировой это было неважно: ее дома были или разрушены, или разграблены. Дизайнер вернулась в Париж в свою старую квартиру и спокойно проводила старость — пока в 1967 году ей не заинтересовался историк Джозеф Рикверт. Так началась вторая волна славы Эйлин Грей, и продолжается она и сегодня, более 40 лет после ее смерти.