Из чего состоит стиль mid-century modern
Подобно моде, интерьерный дизайн живет циклами: путешествуя, приходя на дегустации в новые рестораны, в новые бутики на шопинг, вы точно замечаете определенные стилистические сходства в их оформлении. Общим знаменателем — или ориентиром — для всех модных интерьеров последних лет стало направление mid-century modern, или mid-century modernism, возникшее в США, как и следует из названия, в середине прошлого столетия. Рассказываем об истоках стиля и его составляющих, а также показываем удачные примеры современного его прочтения.
Чтобы понять философию mid-century modern, сперва надо отмотать календарь еще дальше — а именно в 1919 год, в год рождения Баухауса. Школа Вальтера Гропиуса и его последователей оказала сильнейшее влияние на будущих дизайнеров Америки, так как видение архитектуры как «социального искусства» отлично ложилось на реалии послевоенных 40-х. Кризис взывал к практичности и экономии, людям после очередных потрясений XX века хотелось комфорта и уюта. Многие художники, философы и дизайнеры просто-напросто бежали в Штаты из Германии из соображений безопасности, и потому именно здесь, в плодотворной творческой среде, родился новый стиль.
При этом между зданием Баухаус-архива в Берлине и, к примеру, дома Чарльза и Рэй Имз в Санта-Монике отличий больше, чем сходств. Все потому, что модернизм начала столетия ставил во главу угла идею и процветание всего общества — в то время как модерн середины века думал скорее о человеке и его индивидуальных запросах. Главным принципом супругов Имз было: «Использовать лучшее для как можно большего числа людей за как можно более низкую цену». Именно поэтому в домах тех лет так много было много прессованной фанеры, легкого алюминия, пластика, а также промышленных материалов, которые изначально разрабатывались для нужд армии во время Второй мировой. Дизайн и декор должны были быть функциональными. Не в почете были и дорогие породы дерева и непрактичные яркие краски — последним предпочитали бумажные обои, в том числе с выразительными графичными принтами. Стало популярно использование крупных комнатных растений как еще одного «бюджетного» вида декора. Разнообразие материалов и мода на органические формы и мотивы отразилась также на предметном дизайне. Работы Арне Якобсена и Джо Понти неслучайно считаются вневременными: это безупречная гармония изящества и практичности. Претерпели изменения представления об организации пространства. Яркий памятник эпохи — вилла Case Study House №22 Пьера Кенига. Окна в пол и стеклянные раздвижные перегородки – еще один маркер mid-century modern. Они пускали в дом больше естественного света, визуально увеличивали его и позволяли легко играть с зонированием.
Современный mid-century modern остается верным установленным 70 лет назад дизайн-кодам, но, конечно, применяется не только из необходимости экономии, а география его значительно расширилась. Тяготение и к природным линиям и отсутствию преград между взглядом и окружающим ландшафтом идеально подошло для сферы гостеприимства, в частности — для оформления тропических резортов. Так, для проекта вилл Le Méridien Maldives Resort & Spa дизайнер Дэн Кридсада выбрал в качестве референсов именно mid-century modern и Баухаус. Выход в сад с приватным бассейном или в ванную на открытом воздухе выложен нейтральным серым тераццо, стену, смотрящую на океан, заменяют раздвижные окна, а внутри можно увидеть много гнутого дерева и лаконичной геометрии в сочетании с яркими акцентами на стенах — например, в категории Lagoon Villa. Те же сочетания находятся в интерьерах ресторана Tabemasu и в спа-центре с его контрастными шезлонгами в релакс-зоне. Последовательность и цельность композиции — еще одна важная черта не только mid-century, но и любого дизайна, претендующего на долговечность.
Неожиданный выбор источников вдохновения для мальдивских вилл Кридсада объяснил в подкасте для Marriott Bonvoy: «Дизайн должен был сохранять изысканность, быть неподвластным времени, но в то приносить положительные эмоции». И, если подумать, едва ли искания самих Якобсена, четы Имз и Кенига были бы столь успешны, не получай они удовольствие от творческого процесса.