Дизайнер и автор обложек The Rolling Stones Стефан Загмайстер: «Я отказываюсь от всех проектов, которые связаны с рекламой»
Один из трех самых часто приглашаемых спикеров TED, автор выставки графического дизайна «Счастливое шоу» и дизайнер музыкальных обложек The Rolling Stones, Jay-Z и Lou Reed выступил на фестивале дизайна и цифрового искусства OFFF Moscow, который провела в столице образовательная платформа Skillbox.
HB: Расскажите, как вы начинали. Помните ваш первый заказ?
СЗ: Моя дизайнерская карьера началась в очень раннем возрасте, когда мне было около 14-15 лет. В это время я писал для местного молодежного журнала. Примерно тогда от нас ушел сотрудник, отвечавший за оформление. Его обязанности подхватил я. И почти сразу понял, насколько больше удовольствия получаю от дизайна, чем от работы с текстами. Именно этот опыт можно назвать моим первым дизайн-проектом. Я начинал с верстки нескольких разворотов, а где-то через 2-3 года отвечал почти за весь дизайн журнала, включая обложку. Надо отметить, что тогда вся работа делалась вручную, без использования компьютера. Пожалуй, именно такой прикладной подход сформировал меня как дизайнера.
Насколько сейчас проще (или, быть может, сложнее) построить карьеру в сфере дизайна?
Я предполагаю, что стало проще. Самое весомое преимущество — это то, что дизайн стал интересен широкой публике, теперь дизайнеры более видимы и значимы, чем 40-45 лет назад, когда я начинал. Кроме того, я думаю, что сейчас классным дизайнерам намного проще заявить о своем таланте миру благодаря социальным сетям. Я знаю многих творческих людей, которые начинают вести Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), придумывать собственные челленджи по регулярному ведению аккаунтов, выкладывают небольшие работы, анимации. Это очень продуктивная система самомотивации. Мой последний саббатикал, который я провел в Токио, познакомил меня с огромным количеством иностранных дизайнеров, чей доход позволял им проживать в этом дорогом городе. Причем выбор локации для них не был связан с географией клиентов, как раз заказы были международные. Клиенты узнавали об их существовании и портфолио из социальных сетей. Этот удивительный сценарий был бы просто невозможен во времена начала моей карьеры. Раньше этот процесс был намного более долгим. Несмотря на большое количество дизайнеров и повышенную конкуренцию, мое общее представление —строить карьеру в дизайне стало проще.
И как изменились тренды в индустрии?
Самые большие изменения в человеческой жизни, а особенно в сфере дизайна, всегда были связаны с технологиями. Возможности искусства с начала времен отталкивались от доступных людям инструментов. Последней драматической инновацией стали компьютеры. Пожалуй, я принадлежу к последнему поколению дизайнеров, чье творческое становление не затронула компьютеризация. Например, сегодня 3D-технологии стали настолько повседневными, что буквально каждый может их освоить. Свой вклад внесли и графические редакторы. Они позволяют создавать проекты, которые несколько десятилетий назад было бы невозможно даже помыслить. В связи с высокими скоростями развития технологий, изменения в дизайне также будут происходить быстрее, чем когда-либо.
Кто сейчас в вашей команде и как устроен ваш рабочий процесс?
Около трех лет назад мы с Джессикой Уолш (графический дизайнер и иллюстратор, партнер Sagmeister & Walsh — прим. ред.) провели разделение зон ответственности в нашей студии. С тех пор Джессика отвечает за всю коммерческую составляющую бизнеса, а я выполняю менее функциональные задачи. Некоторые из них являются личными проектами, некоторые —клиентскими заказами, но все это — принципиально не рекламные проекты. Это изменение позволило мне вернуться к любимому составу рабочего коллектива — небольшой команде из 4-5 человек, вовлеченных в качестве фрилансеров в не более 3-4 одновременных проектов. Несмотря на огромное количество дизайнеров, с которыми я периодически сотрудничаю, я могу выделить около 5 постоянных партнеров. Конечно, в случае изощренных заказов порой приходится выходить за пределы этого узкого круга. Для нас это действительно большая перемена, ведь раньше команда могла включать около 25 человек. Это было слишком для меня. Я не верю, что для хорошего дизайна нужна столь большая команда.
У вас есть секрет или техника эффективного брейншторминга?
Однозначно. Моя любимая техника заключается в том, чтобы подходить к новому проекту с не имеющих к нему отношения вопросов, вещей и идей. Разберем это на примере: нам поступает задача разработать дизайн мобильного телефона. Вместо того, чтобы проводить масштабное исследование всего мобильного предложения на рынке, я предпочту вдохновиться окружающей средой: растением в горшке, формой его листьев, устройством жизни. Такой подход к брейншторму может увести вас в совершенно неожиданном направлении. Начиная с чего-то нетривиального и неочевидного, вы обманом активизируете мозг. Вы по-прежнему делаете телефон, но подходите к этому креативно.
Как вы понимаете, что идея стоящая и ее стоит брать в работу?
Это был довольно сложный вопрос именно в начале моей карьеры: достаточно ли та или иная идея хороша, стоит ли усилий. Однако с ростом профессионального опыта проблема постепенно начинает отступать. Иногда продолжать осуществление спорной идеи бывает очень болезненно, и я до сих пор сталкиваюсь с сомнениями. Актуален соблазн держаться за самую первую, не всегда лучшую идею в качестве пути наименьшего сопротивления. Но в последние 5-10 лет мое отношение к этому вопросу немного поменялось в связи с тем, что исполнение и совершенствование задуманного стало приносить мне большее удовольствие, чем осеняющее «Ага, это то, что нужно!».
Как вы выбираете заказы? Что вас может заинтересовать, а что вы отметаете сразу?
Сейчас я отказываюсь от всех проектов, которые связаны с рекламой или промотированием и которые накладывают жесткие рамки и обязательства. Это условие главным образом относится к запросам извне. Мы ведем дизайнерские проекты по оформлению внутреннего двора отеля во Франкфурте и коридоров госпиталя в Торонто, а также, что неожиданно, по дизайну стаканчиков одной международной сети кофеен. Если говорить о последнем примере, то, безусловно, может показаться, что он связан с промотированием. Но для меня здесь на передний план выходит продукт — эспрессо, я настоящий адепт этого напитка. Поэтому такую работу я воспринимаю более лично и воодушевленно.
У вас есть работа, которой вы особенно дорожите или гордитесь? Или, наоборот, которой вы не довольны? Расскажите ее историю.
Прямо сейчас это проект «Красивые числа» («Beautiful numbers»), который посвящен долгосрочному мышлению. Также я испытываю большую гордость за «Счастливый фильм» и «Счастливое шоу». Мы проделали большую работу о счастье, которая обрела форму выставки и до сих пор путешествует по всему миру. Кстати, сейчас выставка проходит во Франции.
Что бы вы посоветовали себе из прошлого?
Относиться к красоте серьезнее. В молодости я пренебрегал этим. Все в творчестве для меня было вокруг идеи, а такие вещи, как форма, стиль и эстетика не играли собственной роли, только служили идее. Мой опыт позволил мне переосмыслить это восприятие. Идея и красота важны в равной степени.