Анастасия Бутрым: «У дизайнеров наступает самая захватывающая практика в истории человечества. Их роль становится абсолютной»
Мы живем в очень интересный переходный период: привычный материальный мир, созданный человеком, становится все менее заметным, сливается с окружающей средой, а цифровой мир стремительно приобретает форму интерактивных визуализаций — порой более реальных, чем настоящие. Профессор Новой школы дизайна Parsons Брюссбаум говорит, что «будущее XXI века называется дизайн». Если так — то как это будущее будет выглядеть? Рассказывает директор БВШД Анастасия Бутрым.
Невидимое видимое
Современный человек не хочет иметь дело с предметом, объектом и услугой. Мир вокруг нас в прямом смысле становится прозрачным и незаметным.
Инновационная архитектура — максимально невидимой и гармонично вписанной в ландшафт. Стекло, прозрачное дерево, бетон, шифер и алюминий задают тренды нового образа жизни. Посмотрите, как уже изменились современные электрокары: сперва были сегвеи, затем — гироскутеры, и наконец, сердца молодежи завоевали моноколеса.
Прозрачный пластик стал материалом от-кутюр. Изделия из невидимого полиуретана и перспекса ценятся не меньше, чем одежда из нежнейшего кашемира.
Алгоритмический дизайн позволяет сделать незаметные и прочные протезы, напечатанный на 3D-принтере гипс напоминает невесомое кружево, прозрачные капы для исправления зубов пришли на смену железу во рту.
Гаджеты, накопители информации, носители долговременного хранения данных, часы, сканеры, экраны – все стремится к ультратонкости, суперлегкости и прозрачности. Даже денежные купюры и кредитные карты перед тем, как навсегда уйти от нас в виртуальное пространство, обрели прозрачные элементы.
Мы планируем покинуть привычные места обитания. Угроза глобального потепления вынуждает нас проектировать подводные города, а необходимость уменьшить загруженность мегаполисов — осваивать подземную урбанистику. Мы создаем индивидуальные подлодки и готовы подхватить идею Илона Маска по выведению под землю всего наземного транспорта.
С приходом интернета вещей, созданные нами предметы — от умных навигаторов до умных городов — начали вести беззвучный диалог друг с другом. Автоматизируется множество процессов, услуги становятся невидимыми: автомобили без водителя, супермаркеты без кассира, а теперь и без кассы, автоматизированные инфраструктуры многих бизнесов, банки в виде Сири-ассистента, официанты-роботы, почтальоны-дроны, дворники-трансформеры, юристы-боты, виртуальные консьержи. Благодаря смарт-контрактам госуслуги смогут работать без людей, а само государство — быть практически незаметным.
С помощью платформенных сервисов невидимым становится наше имущество. Зачем лишать себя мобильности, тратиться на обслуживание, когда можно просто одолжить или взять в аренду?
Мир материальный создает своего двойника в мире цифровом. Скоро наш организм будет напичкан датчиками, наши оцифрованные до мельчайших анатомических подробностей 3D-тела и истории болезней будут храниться в облаке. Там же увековечат наши виртуальные сетевые личности и истории наших поступков. Поиск людей по видео в сочетании с повсеместно установленными камерами приведет к отсутствию приватности, но и к невозможности совершать преступления и избегать наказания: всё и все на виду.
Видимое невидимое
Однако современный человек все еще не верит в то, что не может пропустить через себя. Дизайнеры сосредоточили свои усилия на том, чтобы дать нам прикоснуться, рассмотреть и попробовать то, что раньше существовало только в нашем воображении.
Специалисты из разных отраслей помогают нам сложить из кусочков картину за пределами нашего земного шара. Телескопы ищут обитаемые экзопланеты, в космос летят уже не только люди и собаки, но и автомобили. Мощные микроскопы открывают перед человеком новые возможности его использования микромира: печать одежды и обуви из бактерий на 3D-принтере, изготовление биолюминесцентных ламп, окраска тканей при помощи живых бактерий.
Мы научились снимать то, что движется очень быстро. Благодаря высокоскоростным камерам смотреть в замедленной съемке можно не только трюки в боевиках, но и взаимодействие света и материи. Мы смогли увидеть динамику в том, что меняется очень медленно. Таймлапс-видео, снятые со спутников, наблюдающих за Землей и собирающих на протяжении многих лет глобальные данные, способны продемонстрировать нам, как изменилась планета за последние двадцать лет.
Видимым сегодня становится и то, что мы просто проглядели. Так, согласно новой гипотезе, выдвинутой научной группой геологов, Новая Зеландия – это надводная часть затопленного восьмого континента Зеландии.
Мы не хотим довольствоваться излучением с длинной волны, воспринимаемой глазом.
Рентген все активнее используется для мультидисциплинарных исследований. Всего несколько месяцев назад был создан первый цветной 3D-рентген, а вот X-Ray-принты, позволяющие видеть больше, чем представлять, вошли в моду уже несколько лет назад.
ИК-излучение дало нам возможность буквально видеть температуру: одежда, отделочные материалы, ювелирные украшения, меняющие цвет в зависимости от температуры, носимые устройства — в зависимости от эмоций носителя.
УФ-излучение тоже быстро полюбилось дизайнерам: от креативной защиты паспортов и документов, декорирования помещений, fashion-показов до запечатления красоты флоры и фауны в ультрафиолете.
Мы научились визуализировать музыку, запах, дыхание, считывать беззвучную речь, распознавать пользователей по голосу, даже смотреть чужие сны. Мы можем созерцать виртуальные произведения искусства, видеть утраченные шедевры. 3D-принтеры печатают одежду, еду, автомобили и дома, переводя картинки на экране в реальные объекты.
Лидирующие производители спортивной одежды начали подписывать рекламные контракты с киберспортсменами. Вот-вот будет создана 3D-голограмма человека в полный рост с эффектом присутствия. С помощью голограмм уже создают концерты погибших звезд, проводят занятия, организуется присутствие первых лиц государств на конференциях. Скоро поступит в продажу смартфон с голографическим экраном. Нам обещают, что в 2022 году мы сможем смотреть в голограммах чемпионат мира по футболу.
Для всех этих инноваций необходим принципиально иной тип мышления, его обязательная креативная составляющая. У дизайнеров наступает самая захватывающая практика в истории человечества. Их роль становится абсолютной. Дизайнеры, умеющие сочетать творчество и аналитику, увязывать воедино противоречивые и неявно сформулированные требования к новому продукту, нелинейно мыслить, понимать кроссплатформенность, опираться на социологию, этнологию, науку о материалах, экологию, биологию, физику, инженерию, разработку программного обеспечения, — именно они становятся самыми подходящими людьми на планете, чтобы совладать с созданием безопасного и полезного искусственного интеллекта, научить человека жить в гармонии с природой и друг с другом.
Каждый из переходных этапов ставит непростые задачи. Но если мы заранее подготовимся за счет развития в себе компетенций, необходимых человеку новой эпохи, люди и природа будут процветать, даже после того, как наш мир изменится до неузнаваемой «видимо-невидимости».