Софья Троценко и Алина Крюкова: «Галерист галеристу — не конкурент, галерист галеристу — партнер»
6 декабря в исторической типографии Ивана Сытина на Пятницкой открылась третья ярмарка современного искусства |catalog| от Ассоциации галерей (АГА). Инициаторы проекта — галеристы Александр Шаров, Дмитрий Ханкин, основатель галереи a—s—t—r—a Алина Крюкова и основатель ЦСИ Винзавод Софья Троценко — собрали на одной площадке 55 галерей со всей России. Главный редактор Даша Халфина поговорила с Софьей и Алиной о том, как устроена арт-сцена в России.
Расскажите, как родилась идея проекта.
Алина: Мне позвонил Александр Шаров и предложил сделать ярмарку. Сказал, что в деле Дмитрий Ханкин и Софья Троценко — этих аргументов было достаточно. Я всегда соглашаюсь на авантюры, за которыми стоят талантливые люди. К тому же рынку явно не хватало такого проекта. В календаре арт-событий отсутствовало качественное предложение в достаточном объеме, которое могло бы удовлетворить возрастающий, выращенный профессиональным сообществом спрос. Что происходит с галереей, когда она знает, что у нее есть гарантированное количество ярмарок? Она понимает, что она живет, что будут продажи, новые контакты. Галерея полностью сама себя обеспечивает, хоть и время от времени сознательно совершает акты иногда милосердия, иногда филантропства, иногда глупости, продюсируя тех или иных художников. Наличие профессиональной ярмарки дает уверенность в завтрашнем дне, ценное ощущение стабильности в наше супернестабильное время. |catalog| дополнила существующее предложение и замкнула цикл качественных профессиональных ярмарок в годовом цикле. Все — больше не надо, меньше тоже.
Софья: Когда мне поступило предложение, я отвечала за Ассоциацию галерей (АГА). Назрело желание сделать профессиональное событие, но отличающееся чем-то от аналогичных инициатив. За четыре года существования ассоциации галеристы наконец стали чувствовать себя себя частью большого сообщества. Мы сформулировали критически важные документы для здорового функционирования рынка, потому что до этого внутри профессионального сообщества действовал принцип самоорганизации. В том числе был создан кодекс этики — вспомогательный инструмент для создания прозрачной системы коммуникации между участниками арт-рынка. Очень важно, чтобы все понимали, по каким правилам мы играем. Эти документы в открытом доступе. Миссия ярмарки в том числе и в том, чтобы создать среду с общими ценностями. Мы пополняем библиотеку документов. Этот год у нас был посвящен вопросу развития работы с регионами и теме ценообразования в современном искусстве.
Тема ценообразования — это тонкий лед.
Софья: Очень тонкий. Это как раз один из факторов, почему рынок современного искусства не растет — отсутствие кредита доверия из-за непрозрачности ценообразования. Наш документ как раз направлен на то, чтобы максимально популярно, основываясь на опыте коллег из Европы и Америки, разложить по полочкам, как и из чего формируется цена. Документ точно не является конечным, мы будем его дорабатывать. Допустим, в этом году также был сделан подход к систематизации работы с дилерами. Когда мы сформулируем кейсы, кодекс этики будет дополнен этим блоком.
Как распределены роли внутри команды идеологов?
Софья: Александр Шаров отвечает за общую координацию участников и контент. Алина отвечает за внешнюю коммуникацию и спецпроекты. Дима Ханкин — за архитектуру и реализацию продакшена на площадке. А я ответственна за образовательные проекты и дискуссионную панель. И, собственно, за то, чтобы идеи ассоциации были корректно донесены для всего профессионального сообщества.
Что отличает этот выпуск ярмарки от предыдущего?
Алина: Ярмарка проходит дважды в год, между выпусками должны быть различия. Но это не главное, а главное то, что на рынке много художников уже состоявшихся и огромное количество молодых ребят, которые только ждут выхода на рынок. Поэтому мы приняли решение, что декабрьский выпуск будет отличаться от апрельского тем, что каждая галерея обязана вывести на рынок хотя бы одно молодое имя. Для того, чтобы рынок обновлялся, у художников должно появляться институциональное признание и возможность проявиться на большую аудиторию, кураторов, галеристов, коллекционеров, поэтому мы и интегрируем новые имена. Важно, чтобы взрослые и молодые галереи присутствовали на одной площадке, в том числе и обменивались опытом в рамках той же Ассоциаций галерей. Потому что молодые галереи автоматически подтягиваются под высокие стандарты опытных галеристов, которые участвовали в международных ярмарках. Когда ты общаешься с опытными коллегами, которые открыто делятся информацией, тогда рынок перестает быть темным лесом. У ассоциации основная логика существования в том, что галерист галеристу — не конкурент, галерист галеристу — партнер. Когда галеристы объединяются, вырабатывают единые правила игры, собственно, что происходит сейчас, и открыто их транслируют, так рождается цивилизованный рынок, где можно уверенно тратить деньги. Следующий шаг развития — это вторичный рынок. Вот этот механизм пока не отлажен. И я думаю, что в горизонте трех лет он будет также ассоциацией разрешен.
Как сейчас происходит механика взаимодействия галерей с новый именами?
Алина: Дважды в год в галерее мы проводим a—s—t—r—a OPEN — open call для художников, итогом которого становится выставка. Как раз сейчас он в активной фазе и завершится 25 декабря, а выставка запланирована 28 января. Мы собираем все заявки без ограничений и просматриваем их вместе с группой кураторов. Ежегодно в России выпускаются от 1,5 до 2 тысяч молодых художников — это огромное количество. Еще есть некоторое количество людей, которые игнорируют важность образования и именуют себя художниками, продав парочку работ через соцсети. Они более активны в продвижении собственного бренда, в отличие от дипломированных художников. Тем самым нарушается логика и правила формирования профессиональной карьеры, потому что художник, который заканчивает профессиональный вуз, с помощью галереи создает свой профессиональный трек, который должен, как минимум, закончиться персональной выставкой в уважаемой музейной институции. А у художников из соцсетей такого трека не может случиться. Как раз задача галереи — спродюсировать карьеру, направить талант в нужное русло.
Как увидеть в художнике потенциал?
Алина: Новизна. Очень много людей работают по шаблонам. Многие художники хотят быть в мейнстриме, делают либо что-то уже популярное, либо что-то понятное с точки зрения философии, потому что философия сейчас настолько интегрировалась в искусство, что многие прикрываются некой идеей, думая, что делают искусство. Но это не так. Если я вижу, что человек делает нестандартный шаг, даже если он делает его не очень качественно с точки зрения ремесла, но делает его концептуально, то я понимаю, что здесь можно что-то доработать, наняв ему преподавателя или отправив куда-то учиться.
Софья: Алина как галерист может себе позволить иметь свой субъективный взгляд, что во многих случаях срабатывает, но «Винзавод» как институция работает по другим принципам. Все проекты, которые мы реализуем сейчас, проходят через экспертные советы. Например, проект «Старт», который начинался в 2008 году, или «Открытые студии». Мы оцениваем два фактора: художественный потенциал, то есть, что художник может сказать с точки зрения содержания и формы, и насколько он, как художник, готов себя посвятить профессии в долгосрочной перспективе. Если кто-то хочет сделать какое-то разовое высказывание и потом идти заниматься своими делами, нам это совершенно не интересно.
Алина: Да, есть такая проблема — художники — однодневки, которые сегодня художники, а завтра — модели или актеры. Я думаю, это связано с тем, что многие из них не могут опереться на работу художника в качестве основного источника доходов. Большинство из них параллельно имеют какую-то стабильную занятость. Но большинство, не все. Это говорит о важности стратегии выстраивания пути — нужно смотреть на несколько шагов вперед.
Что сейчас «болит» у молодых художников? Что они хотят сказать?
Алина: Все ищут дом. Я вижу актуальность темы дома, памяти, детства, травм, дистанции, одиночества. Раньше было много прогнозирования будущего, придумывались какие-то миры и стратегии, а сейчас этого нет. Все обратились к прошлому, рефлексируют, ищут на что опереться, за что схватиться, чтобы не свалиться в тотальный хаос. Художники тонко чувствуют нерв времени. Представьте руку, опущенную в реку с сильным течением. Река будет временем, а рука — художником. На эту руку что-то будет прилипать — это артефакты времени. Вот художник как раз с ними и работает. Если он хороший художник, конечно, а не просто человек, который в запрещенной соцсети творчеством занимается.
Софья: Что касается формы, то сейчас, прослеживается устойчивая тенденция увлечением текстилем. Был период ренессанса живописи, который еще продолжается, чему я рада. И на ярмарке, мне кажется, это тоже будет видно.
Как вы сейчас оцениваете состояние российской арт-сцены?
Софья: Понятие арт-сцены настолько широкое, что ее сложно описать. Мы вынуждены менять географию, так как у нас нет хороших международных контактов. В рамках ярмарки мы презентуем два рынка — Иран и Китай. Потому что оставаться в заточении тоже нельзя, художникам важен обмен идеями, коллекционерам — расширение базы контактов. На данном этапе мы сфокусированы сами на себе, и, с одной стороны, это очень полезно, потому что мы четко видим свои сильные и слабые стороны. Как рынок мы можем настояться, чтобы сделать потом качественный рывок вперед и достойно презентовать себя миру, когда обстоятельства изменятся.