Пол Смит: «Шестидесятые были временем борьбы, а в семидесятых мы просто творили без оглядки – и казалось, что все вокруг гении»
Полвека – это очень много. Как вам удалось сохранить и рассудок, и бизнес?
За первое могу поблагодарить природную жизнерадостность и мою жену Полин, которая поддерживает меня всегда и во всем. А со вторым еще проще: в самом начале я принял решение во что бы то ни стало сохранить независимость и не продавать компанию никакому Большому брату. В трудные времена, такие как сейчас, например, это кажется недальновидной стратегией: под крылом какой-нибудь мегакорпорации выживать было бы легче. Но на деле сохранять гибкость и самому отвечать за хорошее и за плохое – классный рецепт долголетия.
Сила вашего бренда в самоиронии. Без нее в моде никуда?
Думаю, одного пути для всех не существует. Но я не мог бы идти другим. История Paul Smith началась с маленького бутика в Ноттингеме: он работал два дня в неделю, и за старшего там был Гомер – афганская борзая с длинным носом, примерно как у меня. Посетители сперва здоровались с ним, а потом со мной, поэтому я почтительно называл его «мой босс» и старался во всем угождать. Куда еще это безобразие могло привести? Только к принтам
со спагетти.
Что вы делали во время карантина?
Много работал. С утра гулял пару часов, потом садился в свой Mini и ехал в абсолютно пустой офис. Обычно тут под двести человек, а в локдаун было пусто, тихо и немного пованивало, пока я не догадался выбросить мусор из корзин. После этого дела наладились, и я начал созваниваться с поставщиками (пришлось освоить Zoom, так-то у меня даже компьютера не было, я совсем не digital-человек), выбирать ткани, придумывать новую коллекцию. Юбилей юбилеем, а жизнь продолжается. По вечерам я много рассматривал семейные альбомы. Удивительная штука: сегодня камера у всех постоянно с собой, а раньше ее брали в руки только на каникулах, поэтому на снимках исключительно красивые пейзажи, пляжи и улыбки. Такая машина времени в счастье.
Какое десятилетие вы считаете самым важным для развития моды?
Не буду оригинальным и назову семидесятые. И не просто потому, что на них пришлась моя молодость и работа с Дэвидом Боуи, Led Zeppelin и другими великими. Кстати, за полчаса до того, как вы позвонили, ко мне в офис заскочил Джимми Пейдж (основатель и гитарист Led Zeppelin. – Прим. HB), вернул книгу, которую одолжил. Шестидесятые были временем борьбы, а в семидесятых мы просто творили без оглядки – и казалось, что все вокруг гении. Потом, правда, выяснилось, что только половина, но и это совсем не мало.
Давали ли вам когда-нибудь совет, который вы могли бы сегодня адресовать начинающим дизайнерам?
Один мой друг очень давно сказал: «Никогда не позволяй загонять себя в угол. Когда тебе что-то предлагают, сотрудничество или новую работу, поблагодари и возьми тайм-аут. В моменте задача может показаться увлекательной и интересной, но поразмыслив, ты поймешь, что она не для тебя. Или, наоборот, бросишься в нее с головой, но не потому, что тебя застали врасплох, а потому, что ты сам так решил». Этот метод меня никогда не подводил!
Обновленный бутик Paul Smith в ГУМе открылся в ноябре.