Почему Кристобаль Баленсиага закрыл свой модный Дом всего за один день

Вспоминаем историю Balenciaga
Кристобаль Баленсиага, 1927 год
Кристобаль Баленсиага, 1927 год
Roger Viollet/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня на Disney+ состоялась премьера сериала «Кристобаль Баленсиага» — первого полноценного байопика культового дизайнера. Мы решили вспомнить, как Кристобаль Баленсиага стал главным дизайнером середины прошлого века, из-за чего он решил закрыть свой Дом за один день — и почему чего его идеи остаются актуальными даже полвека спустя.

«Учитель всех нас» — так о Кристобале Баленсиаге отзывался Кристиан Диор. Его исключительный талант признавала даже Габриэль Шанель, которая совсем не жаловала конкурентов: она называла его «единственным настоящим кутюрье». Он действительно был единственным в своем роде — и в подходе к созданию одежды, и в общении с прессой, и вообще во взглядах на жизнь. Он не любил разговаривать с журналистами — и за свою долгую карьеру дал всего одно полноценное интервью (задолго до Мартина Маржелы, который подобной тактикой заслужил себе репутацию «загадочного» и «анонимного»). Его инновационных идей хватило на то, чтобы заслужить мировую славу ему самому, а также дать отправную точку его ученикам и последователям — Юберу де Живанши, Андре Куррежу и Эмануэлю Унгаро.

Его исключительный талант признавала даже Габриэль Шанель, которая совсем не жаловала конкурентов: она называла его «единственным настоящим кутюрье»

Модель в вечернем платье Balenciaga, 1951год
Модель в вечернем платье Balenciaga, 1951год
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То, как Баленсиага создавал свои вещи, принципиально отличало его от всех известных до него кутюрье. Он работал с тканью, как скульптор с камнем — не столько следуя за естественными пропорциями фигуры, сколько создавая новые и подчеркивая то, что считал нужным. Поэтому он предпочитал использовать тяжелые, плотные материалы, которые легко драпировались и хорошо держали заданную форму. Он стремился с помощью одежды создать ощущение комфорта и безопасности, эдакой «брони» — поэтому первым предложил объемные силуэты, когда слово «оверсайз» еще не вошло в модный лексикон. Его пальто-коконы и платья-мешки дизайнеры цитируют до сих пор — причем в практически неизменном виде.

Коктейльное пальто-кейп черного цвета, 1955 год
Cristóbal Balenciaga Museoa / Jon Cazenave
Платье, 1964 год
Атласное платье цвета слоновой кости и бледно-розовый жакет из тюля, 1964 год
Cristóbal Balenciaga Museoa / Jon Cazenave
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Белое шерстяное пальто с черными пуговицами и круглым вырезом, 1962 год
Белое шерстяное пальто с черными пуговицами и круглым вырезом, 1962 год
Cristóbal Balenciaga Museoa / Jon Cazenave
Вечерний комплект из черной шелковой тафты (прямое платье с бедрами и болеро с воротником-смокингом), 1949 год
Cristóbal Balenciaga Museoa / Manuel Outumuro
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самой важной частью женского тела для Баленсиаги была спина: именно ее он стремился акцентировать почти во всех своих вещах. Способы для этого он выбирал разные: длинный шлейф, слегка опущенный сзади воротник, дополнительный объем в области спины (при этом спереди вещь была облегающей). Еще две зоны, которым дизайнер уделял особенно пристальное внимание — шея и запястья. Их он всячески стремился открывать с помощью расширенных горловин, блуз без воротников и ставших для него знаковыми рукавов 3/4. Сам он утверждал, что это помогает удлинять шею и руки, делать их более изящными — но, справедливости ради заметим, что у него могли быть и более практичные соображения: так он давал своим состоятельным клиенткам возможность наглядно продемонстрировать их впечатляющие ювелирные украшения. Не зря же его укороченные рукава прозвали «браслетными».

Он работал с тканью, как скульптор с камнем — не столько следуя за естественными пропорциями фигуры, сколько создавая новые и подчеркивая то, что считал нужным

Модель в пальто Balenciaga, 1955 год
Модель в пальто Balenciaga, 1955 год
Terry Fincher/Keystone/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову, с клиентками у него тоже всегда были особенные отношения — многие из них считали его близким другом и доверяли наряды для важных случаев лишь ему. Некоторые и вовсе не мыслили свой гардероб без платьев Balenciaga — и очень эмоционально переживали его уход из мира моды. Когда Баленсиага решил закрыть свой Дом в 1968 году, Мона фон Бисмарк, считавшаяся самой стильной женщиной своего времени, на три дня закрылась в собственной спальне, оплакивая утрату и говоря, что «теперь ее некому будет одевать». К слову, решение о закрытии бизнеса великий кутюрье принял по-испански эмоционально — и буквально за один день. Он просто решил, что растущая популярность прет-а-порте не оставляет шансов кутюру — а «заниматься проституцией», как он называл готовую одежду, он был не намерен. В течение дня Баленсиага свернул все операции своего Дома, не поставив в известность ни своих бизнес-партнеров, ни сотрудников ателье. С тех пор сам Дом был успешно возрожден и сменил несколько креативных директоров, но к кутюру вернулся только сейчас — под руководством Демны Гвасалии. Посмотрим, удастся ли ему создать нечто достойное славы основателя Дома.

Довима в Balenciaga, Париж, 1955 год
Довима в Balenciaga, Париж, 1955 год
Richard Avedon