«Плохой парень» мира моды и борец с хорошим вкусом: что нужно знать о Франко Москино, основателе Moschino

Краткая биография
Франко Москино в магазине Moschino в Нью-Йорке, 1991 год
Франко Москино в магазине Moschino в Нью-Йорке, 1991 год
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вчера Moschino удивили мир моды новостью о расставании со своим креативным директором Джереми Скоттом. Кадровые перестановки в целом уже мало похожи на шок-контент, но этот кейс — в каком-то смысле уникальный. За всю историю у руля бренда стояло всего три дизайнера: предшественниками Скотта были Роселла Джардини и основатель марки — Франко Москино. Несмотря на то, что одежду с его именем на лейбле носят Мадонна, Кэти Перри, Карди Би, Белла Хадид и Ирина Шейк, о нем самом широкой публике известно неприлично мало. Восстанавливаем справедливость — и рассказываем, что нужно знать об одном из самых примечательных дизайнеров в истории итальянской моды.

Казалось бы: судьба Франко Москино была определена еще при рождении. И места моде в ней не было. Будущий дизайнер родился в Аббиатеграссо — маленьком индустриальном городке в Италии. Его отец владел сталелитейным заводом и рассчитывал, что сын пойдет по его стопам. Но мальчик с самого детства грезил искусством, а убежище от скуки искал в рисовании, проводя часы напролет в компании листа бумаги и карандаша. После школы он поступил в миланскую Академию искусств Brera. Чтобы обеспечить себя, талантливый юноша стал рисовать иллюстрации для разных модных брендов. Так он попал в команду Джанни Версаче в качестве штатного иллюстратора и окончательно понял, что хочет связать свою жизнь с модой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Moschino весна-лето 1991
Moschino весна-лето 1991
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Через 6 лет Москино наконец начал создавать одежду самостоятельно: он стал дизайнером бренда Cadette. Но и этого ему было недостаточно. Франко мечтал о собственном бренде — и этой мечте суждено было сбыться. Так в 1983 году родилась его первая линия — Moschino Couture!. Началась она с повседневных вещей, но постепенно в ее рамках стали появляться более сложные предметы гардероба, а затем — нижнее белье и мужская одежда. Всего через 5 лет Москино открыл вторую, более демократичную линию под названием Cheap&Chic — совсем как большие марки того времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

С первых же сезонов визитной карточкой бренда стала ирония. Из-за этого Москино часто сравнивали с Жан-Полем Готье и называли «плохим парнем» итальянской моды. Он же настаивал, что с Готье у них мало общего: дескать, он, в отличие от французского коллеги, не столько экспериментирует с силуэтом, сколько переосмысливает классический крой. По большому счету, это их и отличало. Франко любил посмеяться над самой системой моды и ее клише. На спине жакета он мог вышить золотыми нитками фразу «Дорогой жакет», мини-юбку из денима украсить пластиковой яичницей, буржуазную шляпу — плюшевыми мишками, а стеганую куртку — пластиковыми крышками от бутылок. Его рекламные кампании тоже были провокационными: лозунги в них предупреждали, что «модные показы могут быть опасны для здоровья», а «хорошего вкуса не существует». Хороший вкус он вообще отрицал и считал его скучной буржуазной выдумкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мужская коллекция Moschino весна-лето 1994
Мужская коллекция Moschino весна-лето 1994
GETTY IMAGES

Зато во что он точно верил, так это в активизм. Задолго до всеобщего помешательства на экологии он начал свои эксперименты с экологичными материалами и эко-мехом. Несколько коллекций он посвятил теме пацифизма, а символ «пацифик» и вовсе сделал чем-то вроде своего второго логотипа. К концу жизни он также стал уделять много внимания проблеме СПИДа: занимался сбором средств в тематические благотворительные фонды, помогал больным детям, посещал хосписы. Как позже выяснилось, эта тема волновала его не случайно: в 1994 году дизайнера не стало. Лишь позже его близкие признались, что смерть была вызвана осложнениями от СПИДа. И хотя сам дизайнер ушел из жизни, его дело продолжилось. Бренд его имени возглавила его бывшая ассистентка Роселла Джардини, которая продлила жизнь необычным идеям дизайнера. А все остальное — уже, как говорится, история.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ