Павел Табаков: «Если актеры – это сердце театра, то сейчас я хочу разобраться, как работают его почки, легкие и печень»
Последние две сессии, как и положено, прошли по зуму. Мне остался еще год – в следующем буду защищать диплом», – с чувством почти выполненного долга рассказывает Павел Табаков, в 2017-м вдруг поступивший на заочное отделение продюсерского факультета ГИТИСа. С одной стороны, сам решил систематизировать немалые знания, полученные за время девятилетней практики на сценах «Табакерки» и МХТ им. А. П. Чехова. С другой – сделал так, как хотел отец, Олег Павлович, всегда мечтавший, чтобы, кроме диплома об окончании Театральной школы его имени, Павел получил и высшее образование. Экзамены сдавал на общих основаниях и по количеству баллов за творческий конкурс даже обошел всех однокурсников. «Если актеры – это сердце театра, то сейчас я хочу разобраться, как работают его почки, легкие и печень», – объясняет Табаков-младший, не изменивший привычке учиться у лучших и в этот раз. Когда-то его ментором был Константин Богомолов, в спектаклях которого он сделал свои первые и сразу заметные шаги на сцене. Потом (и всегда) им, конечно же, являлся папа, прославившийся не только своими ролями и выдающимся художественным руководством МХТ, но и театральным менеджментом высшего пилотажа. Сейчас его наставником стал Андрей Воробьев – блестящий директор Театра П. Н. Фоменко и уже пятый год мастер Павла в институте. Можно предположить, что желание усилить высшеобразовательные фланги возникло еще и из-за смены руководства и репертуарной чехарды, происходивших в родном МХТ последние четыре года. И хотя спектакли с участием Табакова постепенно выводились из афиши худруком Сергеем Женовачем, в отличие от некоторых коллег актер не давал двусмысленных интервью, не показывал ни на кого пальцем в постах в фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и не выкладывал в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) заявлений об уходе. Скорее запасся терпением, отстранился и наблюдал. «Сергей Васильевич правда прекрасный режиссер, у него есть просто выдающиеся спектакли, – говорит Паша с такой интонацией, как будто объясняет очевидные вещи непонятливому ребенку. – Но МХТ при нем не работал на полную мощность. Было выпущено так мало премьер, что постепенно всем стало ясно: для главного драматического театра страны это недопустимо». В октябре 2021-го ключи от кабинета худрука на радость труппы передали Константину Хабенскому. Впрочем, в Камергерский переулок после недолгой академпаузы Табаков вернулся еще до этого. Рената Литвинова уже вовсю репетировала на большой сцене «Звезду вашего периода» и никак не могла найти еще одного актера на роль бедного сценариста Миши Мышкина, который играл бы его по очереди с вечно юным Юрием Чурсиным. Рената отметала кандидата за кандидатом и в итоге уговорила Павла на камбэк. Юноша женщине-оркестру отказать не смог и за месяц до премьеры в военном режиме генеральных прогонов ввелся в этот сценический оммаж «Бульвару Сансет» Билли Уайлдера. Работали сверхурочно, но от души. И, пользуясь моментом, Литвинова заодно прописала Табакова и в «Северном ветре», своем театральном дебюте, пятый год идущем с аншлагом. «Фокус Ренаты-режиссера в том, что она дает актерам много свободы, отталкиваясь прежде всего от их собственной природы, – терпеливо объясняет он. – Опять- таки взять нас с Юрой: мы играем одну роль, но рисунки совсем разные. Наш герой в его версии – взрослый несостоявшийся писатель. В моей – молодой, начинающий, подающий надежды. Конечно, Рената сохраняет все символические акценты, которые ей важны, но главным для нее остается артист на сцене. И это круто».
Когда спрашиваешь Табакова, из чего складывается его расписание, он машинально отбивает: «Учеба, театр и работа». Очевидно, первые два пункта – для души. А под последним подразумевается кино, на которое, впрочем, Паша не жалеет ни времени, ни сил. «Только моих съемочных дней в этом проекте было около 150», – констатирует актер, представляющий в марте киноверсию пелевинского романа «Ампир V». В фильме ему досталась главная роль недовампира-романтика Рамы, ищущего общий язык с реальностью. И хотя к эзотерической философии Пелевина он относится скептически, а любимым современным писателем не задумываясь называет Владимира Сорокина, на съемки согласился легко. «Во-первых, в мои руки сразу попал чудесный сценарий. Во-вторых, мне понравился прошлый фильм Виктора Львовича Гинзбурга "Generation П". Этого было достаточно, чтобы включиться в процесс». Дальше начались пробы, растянувшиеся на два года, что в каком-то смысле и понятно – в картине десятки героев, и актеров продюсеры позволили себе собирать с ювелирной точностью. И не ошиблись ни с одним. Владимир Долинский, Федор Бондарчук, Вера Алентова, Марина Зудина, Виктор Вержбицкий, кинодебютант Оксимирон и много кто еще – такой мощной команды мы давно не видели. «Я даже хотел оставить себе на память об этих съемках трость, с которой в фильме ходит Мирон, – смеется Табаков. – Но меня вовремя предупредили, что она древнекитайская, из слоновой кости и стоит больше миллиона». Поэтому все воспоминания – в голове и на пленке. Они куда ценнее любых миллионов.
Фото: ДАНИЛ ГОЛОВКИН
Стиль: КСЕНИЯ КУРКИНА
Текст: ДЕНИС МЕРЕЖКОВСКИЙ