От Железной леди до королевы вечеринок: как меняется образ женщины-политика
Все больше стран выбирают своими лидерами женщин, но не все избиратели готовы прощать своим кандидаткам «непротокольное» поведение. Последние дни весь мир обсуждает видео с премьер-министром Финляндии Санной Марин, на котором та танцует и веселится с друзьями на частной вечеринке. Кому-то было странно увидеть руководителя страны в неформальной обстановке, а кто-то и вовсе заподозрил 36-летнюю Марин в употреблении запрещенных веществ. Случай очень показательный и напоминает нам о том, что большая политика — суровая и патриархальная система, «взломать» которую женщинам удалось не так давно. Важной частью этой борьбы, конечно, был имидж: внешний вид, речь, соблюдение или несоблюдение этикета и и повседневные привычки — на примере мировых лидеров мы решили проследить, как менялся облик успешной женщины-политика.
Внешний вид первых лиц государств на международных мероприятиях строго запротоколирован, поэтому создать запоминающийся, «говорящий» образ для политика достаточно сложно. В связи с этим особенное внимание уделяется цветам и деталям, наделяемым символическим значением. Тот факт, что исторически женщинам этих деталей доступно больше, и взяли на вооружение амбициозные дамы. Украшения, сумки и аксессуары они делали своими отличительными признаками. Вспомнить хотя бы Маргарет Тэтчер: на ум сразу приходят объемная укладка, нитка жемчуга, крупные серьги и черная сумка-ридикюль Asprey, так напугавшая Рональда Рейгана. Кроме того, Железная леди приватизировала свой любимый синий цвет, который, к тому же, является в Великобритании символом консервативной партии. Другой британский экс-премьер, Тереза Мэй, имела обширную коллекцию лодочек, а вот первая женщина на посту госсекретаря США Мадлен Олбрайт выбрала своей фишкой броши, посредством которых «общалась» с политическими оппонентами и журналистами.
Постоянна в своих модных решениях была и экс-канцлер Германии Ангела Меркель. Фрау Меркель, в отличие от Тэтчер, предпочитала брючные костюмы. Жакет при этом — строго прямой, с тремя пуговицами и узкими лацканами. «Оторваться» оба лидера позволяли себе при выборе цвета. В отличие от мужчин, которым положены лишь темно-синий и серый, Меркель имела в официальном гардеробе любимые комплекты самых невозможных оттенков: от огненно-красного до «шокирующего розового». Во-первых, это помогало донести нужное послание, а во-вторых, выделиться на фоне коллег на групповых фото. В обычные будни и нерабочие часы фрау канцлерин продолжала поддерживать свой «железный» имидж, не изменяя комфорту и практичности. Об этом можно легко судить по фаворитам политика: ее неизменно можно было увидеть в простых черных ботинках на плоском ходу и с вместительной (и складной!) сумкой Longchamp Le Pliage.
Современный образ успешной женщины на политической арене основан на том же проверенной временем формуле: один фасон, одна знаковая деталь. В начале карьеры им воспользовалась Александрия Окасио-Кортес — самая молодая конгрессвумен в истории США. И на дебатах, и на обложке Time ее всегда можно увидеть с алой помадой и в золотых серьгах-хупах. При этом демократку обвинили в лицемерии за то, что она приняла неимоверно дорогой подарок — билет на Met Gala — от Метрополитен-музея (а фактически Conde Nast) и появилась на мероприятии в платье, которым буквально призывала обложить налогами богатых.
На фоне конгрессвумен гораздо честнее выглядит другая рекордсменка, Мари Блэк. Выпускница университета Глазго в 20 лет стала членом британской Палаты общин. На заседаниях парламента она всегда выглядела уместно, но вместе с тем не изменяла своему повседневному стилю: темные рубашки поло под черные или синие жакеты, свитеры с косами, пальто-бушлаты — британская casual-классика как она есть. Поклонников же умилил кадр со свадьбы Мари и ее возлюбленной, на которую девушка надела килт.
Так не пора ли оставить в прошлом политику сумок и брошей? Здесь мы упираемся в парадокс. «Живой», «близкий к народу» политик — продукт слаженной работы пиар-команды. Но представим, что в этой работе происходит сбой и в сеть попадают «не те» видео. Строго выверенный и запоминающийся образ — с ниткой ли жемчуга или красной помадой — нужен не столько для женщинам завоевания места под солнцем в мужском мире, сколько для публики, которая не готова видеть в лидере человека и давать ему право на простые человеческие радости. Например, на танцы с друзьями или платье в пайетках. А вот к чему ведут такие двойные стандарты — это уже другая история.