Ольга Пивень и Ксения Зайцева — о жизни без возраста, красоте без идеалов и здоровом подходе к здоровью
В сентябре в Москве прогремела первая конференция по управлению здоровьем и возрастом «Ко-Лаб», которая объединила лидеров мнений и лучших врачей и специалистов в областях антиэйдж. Идеологи проекта Ольга Пивень, за плечами которой организация конференций ЦИПР и «СО.ЗНАНИЕ», и владелица клиники Xella Ксения Зайцева поставили перед собой амбициозную просветительскую задачу — создать коммьюнити осознанных людей, которые хотят прожить здоровую и счастливую жизнь.
Как вы познакомились и как пришла идея создать «Ко-Лаб»?
Ксения: Мы познакомились 6 лет назад в «Гараже». Я пришла послушать выступление Оли и Иры Ефимовой, где они рассказывали про то, как создать коммерчески успешный бренд. На тот момент у меня уже была клиника, хорошая, но фактически никому не известная. Меня зацепил новаторский подход Оли, и я решила по-джентельменски позвать Олю на завтрак. Уже тогда у нас случилась химия, мы начали двигаться в направлении того, что хочется сделать что-то совместное, что объединит наши компетенции.
Ольга: На самом деле, у нас уже было несколько коллабораций. Например, в рамках ЦИПР мы делали интересный проект: «Цифровой уход против цифрового старения». Так, медленно, но верно мы пришли к идее о том, что хотим создать платформу для популяризации здорового образа жизни. У меня был опыт организации таких крупных индустриальных мероприятий, как медицинский форум БИОТЕХМЕД. Но это было про серьезную медицину для отраслевых специалистов, а нам с Ксенией хотелось объединить профессиональную экспертизу и лидеров мнений, которые доступно донесут в массы информацию о превентивной медицине. Я отвечаю больше за организационные моменты, а Ксения — за содержание.
Момент кажется очень правильным. До пандемии мало кто воспринимал всерьез превентивную медицину и влияние образа жизни на качественное долголетие.
Ольга: Абсолютно. Мы все сейчас переживаем так называемый постковидный синдром. Люди готовы повернуться в сторону осмысленной и системной работы со своим организмом. И это происходит на всех уровнях. Я вижу, что в довольно консервативных корпорациях создаются внутренние инициативы, направленные на работу с человеческим капиталом. Они хотят инвестировать в физическое и ментальное здоровье своих сотрудников, чтобы те, в свою очередь, дольше оставались продуктивными. Таким образом, обновление человеческого капитала не будет прерываться, но для этого необходим комплексный подход к образу жизни. Еще один положительный пример: я была на Innofood, международном форуме инновационных технологий в пищевой индустрии и сельском хозяйстве. Могу сказать, что 50% стендов, посвященных товарам повседневного пользования, делают акцент на здоровый образ жизни. Это говорит о том, что идеи о правильном питании дошли до широкой аудитории.
Ксения: Да, аудитория сейчас готова — люди готовы просвещаться. Тот факт, что почти все поняли, почему нужно чек-ап делать раз в год, а не когда что-то заболит — уже о многом говорит. Но в то же время, сейчас слишком много информации, огромное количество псевдокоучей, каждый второй называет себя нутрициологом и все друг другу советуют БАДы, что в корне неправильно. Идет активная кристаллизация рынка. К счастью, появляются действительно хорошие компании, бренды, врачи, которые обрабатывают научную информацию и трубят о том, что важен индивидуальный подход. Прежде чем что-то нанести себе на лицо или выпить какую-то витаминку, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом. Я уже 13 лет в индустрии, люблю тестировать новые бренды. Как-то я тестировала новую, потрясающую с точки зрения эффективности состава, космецевтику, у меня началась жуткая аллергическая реакция. Это не говорит о том, что бренд плохой, это говорит о том, что есть индивидуальная непереносимость определенных компонентов — и это нормально, так бывает. Все хотят универсальную таблетку. Таблеток нет — нужен системный подход и исследование своего организма.
Все хотят не просто волшебную таблетку, а таблетку, которую увидели у инфлюенсера.
Ольга: Наша платформа получила название «Ко-Лаб» именно потому, что мы хотим на одной площадке объединить профессиональных экспертов и людей, которые как раз занимаются распространением информации. Нам кажется, что это очень важно, чтобы в массы шла «отфильтрованная» информация. Если мы будем говорить только с врачами, то услышим про консервативные подходы, иногда избыточно научные. А если будем говорить с даже самыми опытными лидерами мнений, то скатимся в инфоцыганство. Объединить всех в одном экологичном публичном пространстве оказалось логичным решением.
Что вы вкладываете в понятие здоровый образ жизни?
Ксения: Это про комплексный подход без крайностей. Если пить БАДы, то не 50 штук, а только те, которые находятся в дефиците по результатам анализов. Все витамины и микроэлементы должны быть в сбалансированном рационе. Всем, кто не любит спорт, нужно найти ту активность, которая будет в радость. Не нужно демонизировать сахар, алкоголь. Поздний вечер с бокалом вина в прекрасной компании может дать организму такое количество ресурса, сколько не даст спортивная дисциплина. Когда человек загоняет себя в рамки, то он находится в постоянном стрессе. Я лично прошла через все стадии — диеты, подсчет калорий, детоксы, голодание. Я нашла золотую середину — в моей жизни нашлось место всему. Но мы всё равно любители. И каждый раз, когда я говорю, например, о том, что я пью и ем - это не рекомендации. У каждого свой режим, свое индивидуальное восприятие того или иного продукта.
Ольга: Ксюша своим примером вдохновила меня углубиться в ЗОЖ. Я всегда, как мне раньше казалось, придерживалась каких-то базовых принципов здорового образа жизни. После 40 лет ты так или иначе начинаешь задумываться о том, как же все-таки сохранить молодость и здоровье. Пора не считать калории и колоть инъекции, а методично строить стратегию поддержания организма в ресурсе. Молодость не получится продлить исключительно с помощью косметологии. Классическая медицина может скорректировать какие-то острые формы, но если вы хотите встать на путь здоровья, никакая фарма и БАДы вам не помогут, если вы не начнете корректировать образ жизни. Это неизбежная история, в противном случае вы будете всю жизнь работать с симптомами.
На фоне всеобщего увлечения здоровыми привычками у людей развивается тревожность, потому что нужно всегда держать себя в рамках и быть «правильным».
Ольга: Это про ценное умение дать себе право на ошибку. Важно не впадать в крайности и желательно следить за гигиеной эмоционального фона с помощью сеансов психотерапии или психоанализа. У многих на этот счет есть предубеждение: «У меня все в порядке, мне не надо». Но будем откровенны, нет людей, у которых все в порядке. Еще я верю в метод 80/20. На примере еды — 80% времени ты питаешься правильно, а 20% — позволяешь себе все что угодно. Это касается и других аспектов жизнедеятельности.
Ксения: Согласна. Когда я поступила в Британскую высшую школу дизайна, то первое, что нам сказали: не бойтесь ошибаться. Это не значит, что нужно совершать необдуманные поступки. Это про возможность получить опыт, сделать работу над ошибками и в следующий раз поступить мудрее.
В рамках «Ко-Лаб» вы много говорили о понятии экология жизни. Что это?
Ольга: Мы в него вкладываем: физическое здоровье, ментальное здоровье и социальное здоровье. Мы живем в информационном социуме, в сложное время с огромным инфляционным давлением. Каждое звено должно работать. Например, проблемы со сном — колоссальная проблема современного человека. У тебя не будет ни нормального здоровья, ни счастливой семьи и успешной карьеры, если ты не можешь спать, потому что вышеупомянутым ты не сможешь насладиться. Психика восстанавливается за 8-8,5 часов - эти процессы нужно учитывать. Поэтому все сегменты экологичной жизни тесно взаимосвязаны.
Говоря о социальном давлении, женщины исторически стремятся соответствовать стандартам красоты, чем активно пользуется вэлнесс-индустрия.
Ольга: Перфекционизм все еще активно популяризируется в соцсетях, но параллельно существует тренд на инклюзивность, естественность и уникальность. Большое количество брендов снимают в рекламе не идеальных моделей, а обычных женщин.
Ксения: У нас в клинике бывают случаи, когда девушки приходят с конкретными эстетическими запросами. Врач начинает объяснять, что есть определенные показания, связанные с индивидуальными особенностями и так далее. Нам даже приходилось отказывать в предоставлении услуг. В том числе медийным персонам. И это всегда риск, потому что мы понимаем, что получим негативный отзыв, который еще и растиражируют в соцсетях. Но это наш осознанный выбор, потому что мы много лет выстраивали принципы и ценности нашей работы. В том числе для этого и придуман «Ко-Лаб» — название происходит от слова коллаборировать. Всем хватит клиентов и пациентов — рынок большой. Если мы его будем правильно формировать и образовывать, у нас будет еще больше работы, а люди перестанут бояться ходить к косметологам, насмотревшись на неудачные эксперименты с филлерами. Я думаю, мы все видели эти одутловатые лица, из-за которых многим не хочется ходить к косметологу вообще. И с этим приходится работать, потому что в свое время индустрия жила только филлерами.
Ольга: Отмечу, что в силу цифровой революции косметологи стали нести больше ответственности. Социальные сети стали неким дополнительным сдерживающим фактором. Все-таки репутация имеет сейчас определенную роль в силу цифровой прозрачности всего того, что мы делаем.
Что будет с вэлнес-индустрией через 10 лет?
Ольга: Я как человек, который давно занимается популяризацией цифровизации, убеждена, что все будет автоматизировано — появятся приложения, где в режиме реального времени с помощью искусственного интеллекта будут непрерывно отслеживаться все наши анализы, состояния и показатели. Сильно повысится уровень качества постановки диагнозов и предиктивной медицины.
Ксения: Я думаю, что появится тренд на сохранение своих природных данных, люди будут красиво стареть, а не гнаться за вечной молодостью. 50 — будут новые 30. И это очень здорово. Это говорит о том, мы даем себе возможность прожить яркую, красивую жизнь. Ничего не поздно ни в 25, ни в 30, ни в 40. Когда меня спрашивают, нет ли грусти, что мне уже не 25, то я честно отвечаю, что нет. Внешне и внутренне я себе сейчас нравлюсь гораздо больше. И я понимаю, что дальше — только лучше.
Ольга: Восприятие возраста точно изменится. Кажется, мы первое поколение людей без возраста.