Никола Мельников : «К счастью, у меня совсем нет хейтеров, я же не рэпер»
О пути к музыке через спорт
Вода — моя стихия. Помимо музыки с детства я занимался плаванием и даже стал кандидатом в мастера спорта. Каждое утро с 6 до 11 часов проводил в бассейне, потом шел в спецшколу в Гнесинке, занимался фортепиано и другими музыкальными предметами, приходил домой и снова играл, учил программу. Конечно, тогда было тяжеловато, но потом я понял, что в будущем в музыке больше возможностей и прогресса. Чтобы добиться успеха в спорте, нужно быть абсолютно уникальным, с раннего возраста показывать свои суперспособности. Только уникумы попадают в сборную. Да, в музыкальной индустрии тоже надо выделяться, но в ней нет ограничений. Я могу работать хоть до 100 лет, бесконечно занимаясь творчеством. В спорте в 30 лет у тебя уже падают результаты, единственный дальнейший путь — стать тренером. Мне кажется, что спортом здорово заниматься серьезно до какого-то момента, а потом менять сферу деятельности на ту, где можно постоянно развиваться, чтобы это было что-то не цикличное, без повторяющихся движений, где все время можно пробовать новые пути и воплощать новые идеи.
О карьере современного композитора
Эта профессия завязана исключительно на нетворкинге. Важно подружиться с единомышленниками: с режиссерами, постановщиками, если ты держишь путь в кино или театр. Если хочешь писать музыку для рекламы, то полезны знакомства с компаниями, занимающимися продакшеном. Если ты не коммуникабелен, то о тебе никто не знает, а значит, ты пишешь в стол. Конечно, в таком случае многие разочаровываются в своей деятельности и выбирают другое занятие. Я изначально был классическим пианистом, но когда учился в академии, мне надоело бесконечно отдавать дань кому-то из классиков. Мне очень хотелось делиться с людьми своими переживаниями, отображать их в музыке. И несмотря на то, что в России не так много фондов поддержки композиторов, и путей развития в целом, если ты экспериментируешь, ставишь себе цели, ищешь возможности для интересных коллабораций, то всегда можно найти способы развиваться.
О полезных знакомствах
Их множество. Но я, например, сразу вспоминаю знакомство с фотографом Юрием Тресковым. Он живёт в Париже, делает черно-белые снимки, очень красиво снимает женщин. Мы с ним познакомились, подружились, и когда он делал в Новой Третьяковке выставку известного фотографа Эллиотта Эрвитта, пригласил меня играть на открытии. Я сделал электронный лайв, который очень понравился ребятам из Краснодара, которые занимаются дизайном интерьеров. Я выступил у них, а уже там меня увидел очень уважаемый в России и Европе серб Диме Рангелов, предложивший сыграть на открытии одного шведского бренда в Стокгольме. Для выступления мы построили с ребятами из студия Radugadesign стеллу, сделали инсталляцию. Этот проект в итоге выиграл European Design Awards в номинации Best Digital Installation. Возможно, тогда и зародилась моя любовь к симбиозу музыки и различных визуальных искусств. Весь путь композитора, который играет электронные перформансы, строится на таких моментах, когда интуиция подсказывает, что здесь нужно выступить, а с этими людьми нужно взаимодействовать. В общем, на четких ощущениях родственных душ формируется путь.
О коммерческом успехе
Честно говоря, я совсем об этом не думаю. Мне кажется, что у меня сформировалась аудитория, которой, в целом, интересно все, что я пытаюсь создать. А я все время занимаюсь только тем, что мне нравится. Я заранее задумывал концерт «Сон в летнюю ночь» в более интимном формате, и мы специально хотели сделать его без симфонического оркестра. Меньше всего думаю о том, сколько конкретно придет людей. Для меня самое главное, что они получат на выходе, а не сколько их придет. К счастью, у меня совсем нет хейтеров, я же не рэпер. Недавно был случай: один парень выложил сторис, что два года планировал концерт под названием «Сон в летнюю ночь», а Никола Мельников взял и сделал его первым. Видимо, он собрался анонсировать в то время, когда мы уже все сделали. Я быстро формирую идеи, и самое приятное, что я быстро перехожу от идеи к реализации, не откладывая. В этом я нахожу свой источник энергии. Сделал проект — пошел дальше. Что-то создавать по 2-3 года — это не моя история. Я стопроцентный перфекционист. Когда у меня есть настроение, я могу за неделю написать несколько композиций. Если я поймал эту волну, то меня не остановить.
Про первый и любимый музыкальный инструмент
Пианино «Заря», оно стоит у мамы дома. У него в металлической педали протерта дыра. Клавиши из слоновой кости все в щербинках, дерево внутри стесано. На нем я играл космическое количество часов, очень много произведений выучил. Это был мой партнер в течение всего детства. Я его одновременно любил и ненавидел. А концерт «Сон в летнюю ночь» я играл на своем личном инструменте, которому 130 лет. До этого я его вывозил один раз — на премьеру моего ансамбля из 7 виолончелей «Octa Ensemble». Еще на нем я записывал несколько композиций из последнего альбома «Last hope». Мне кажется, что оно идеально подошло для этого вечера.
Про музыку как медитацию
На самом деле, я не тот человек, который постоянно медитирует и разбирается досконально в этой теме. Я запустил опрос среди людей, что для них медитация: тотальная концентрация на чем-то, либо, наоборот, выход из непрерывного мышления. Для меня, когда я играю, это как раз выход из непрерывного мышления. Я хочу показать вид собственной медитации, которую я транслирую через музыку. В этом была главная задумка концерта «Сон в летнюю ночь». Создание чего-то нового — это множество сложных процессов. А концерт — это один из самых приятных моментов, когда ты ощущаешь себя наедине со слушателем, у тебя получается что-то ему передавать и получать взамен в виде энергии. Когда я выступаю, я очень часто помню только начало и конец. Все, что происходит внутри концерта, я не помню, я впадаю в какую-то тотальную эйфорию, питаюсь энергией людей. Когда играю акустические произведения сам или с оркестрами, ощущаю тихую энергию от людей в зале. Когда я играю диджей-сеты на фестивалях, ощущаю громкую энергию. На балансе двух этих энергий я и существую.
Кто сформировал музыкальный вкус Николы Мельникова
Моя мама. Это первый человек, который ставил мне музыку и привел меня в Гнесинку. В детстве мне нравилась группа Queen. Я помню, как на даче, когда родители еще спали, я брал ключи от машины, садился в нее и включал Show Must Go On на полную громкость и представлял, как я мчусь по трассе на огромной скорости. Когда мне было 17 лет, я полюбил джаз. Сейчас мне очень нравится исландский композитор Оулавюр Арнальдс и немецкий композитор Нильс Фрам. Я думаю, что они очень классно делают симбиоз инструментальной акустической музыки и электроники. Из российских исполнителей мне сейчас нравится, что делают ребята из Geju и лэйбл Leveldva, я с ними дружу.
О мечте
Моя мечта — передать свою музыку как можно бoльшему количеству душ и сердец. Хочу, чтобы моя музыка попала в них, там немножко пожила и выросла во что-то прекрасное.