«Мода — это не наука, в ней нет стопроцентно работающих формул успеха»: Миша и Китти о школах стилистов, смене профессии и работе с Машей Миногаровой
Шоу Маши Миногаровой и Лены Павельевой «Позавчерашние новости» зрители любят не только за юмор, но и за яркие образы ведущих. За их луками стоят Миша и Китти — одни из самых известных стилистов Москвы и, пожалуй, единственные, кто работает в дуэте. Ребята не только собирают яркие образы своим клиентам, но и на собственном примере показывают, как носить самые авангардные вещи Vetements, Comme des Garçons и Maison Margiela. Редактор моды The Symbol Антон Гулевский поговорил с ними и узнал, как сменить юриспруденцию на моду, стоит ли идти учиться в школу стилистов, каково работать с собственным супругом и почему многие российские знаменитости так плохо одеваются.
С чего началась ваша карьера стилистов?
Миша: По семейной традиции я пошла учится на юриста и много лет работала по специальности, хотя при этом чувствовала себя не на своем месте. Помню, как смотрела показы по дороге в офис и мечтала, что когда-нибудь мода станет моей работой. Да и мои наряды Comme des Garçons довольно странно смотрелись в коридорах офисов «Москвы-Сити». В один прекрасный момент я решила перестать над собой издеваться, окончательно бросила юриспруденцию и устроилась стилистом на съемки интернет-магазина в ЦУМ. Пришлось начинать все с чистого листа и усердно работать за зарплату в десять раз меньше, но я наконец-то почувствовала себя по-настоящему увлеченной и счастливой. Эта работа была тяжелой, но на ней я приобрела бесценные навыки, которые помогают мне по сей день. Я познакомилась с кодами всех больших брендов, изучила особенности кроя и посадки вещей, могу в два счета собрать базовый гардероб и выделить главные тренды сезона. Но самое главное: я научилась правильно преподносить абсолютно любую вещь и теперь могу собрать с ней классный образ.
Китти: В начале карьеры я несколько лет проработал в мультибрендовом бутике с очень интересной и неординарной подборкой вещей, в команде с байером Натальей Рэй. Именно в тот период мы с Мишей впервые съездили на Неделю моды в Париж, посетили свои первые показы и шоурумы, познакомились с любимыми дизайнерами и поучаствовали в закупке коллекций. Никогда не подумали бы, что в первую же поездку в Париж вживую увидим Рэи Кавакубо (креативный директор Comme des Garçons — прим. ред.), выпьем кофе с Анной Делло Руссо и будем сидеть на показах рядом с любимым Юргеном Теллером! Позже я начал работать вместе с Мишей — сначала на съемках, а потом и с клиентами.
Вам приходилось сомневаться в правильности выбора профессии?
Китти: Никогда.
Миша: Я слишком долго шла к тому, чтобы работать стилистом, и многим ради этого пожертвовала. Это моя сбывшаяся давняя мечта, и я безумно рада, что мне удалось успешно ее реализовать. Конечно же я уверена в правильности своего выбора. Планирую и дальше развиваться в моде. Возможно, не только в стайлинге. Я вообще считаю: если есть сомнения — значит, путь выбран неправильно. Сомневаешься — не делай.
Какой совет вы бы дали самим себе в начале карьеры?
Мы и сейчас себе об этом постоянно напоминаем, но в начале карьеры этот совет актуален особенно. Делать больше персональных съемок и проектов. Вкладывать в них всю душу и деньги, пополнять портфолио работами, которыми можно гордиться, которые на сто процентов отражают наше видение.
Вы, наверное, единственный дуэт стилистов, который приходит на ум. Как вы начали работать вместе?
Да, эта особенность уже стала нашей фишкой. Мы вообще все время проводим вместе, у нас общие интересы и взгляды на жизнь, для нас работать вместе — естественно и комфортно. Мы никогда не устаем друг от друга, и совместная работа стала естественным продолжением нашего образа жизни. Именно в момент знакомства наше увлечение модой превратилось для нас в профессию. Сначала мы вместе стилизовали творческие съемки, а затем уже окончательно объединились в дуэт — и с тех пор не расстаемся ни дома, ни на работе.
Миша и Китти — это псевдонимы?
Это просто случайно родившиеся производные наших настоящих имен — Маша и Никита. Эти прозвища появились в самом начале нашего общения, больше 10 лет назад. Прикол, конечно же, в том, что сразу не совсем очевидно, кто из нас кто, поэтому многие путают. Использовать прозвища в работе мы начали с того, что подписали съемку для журнала Metal Magazine как «stylists: Mischa & Kitty» (рус. «стилисты: Миша и Китти» — прим. ред.). Такая подпись оказалась проще в прочтении, чем наши полные имена и фамилии. Решили все так и оставить.
У вас обоих очень яркий стиль. Как он сформировался?
Наш стиль продолжает формироваться до сих пор, многое в наших образах часто меняется. Мы постоянно экспериментируем со своей внешностью и с удовольствием пробуем новое в одежде, прическах и макияже. Первым делом стараемся примерить все находки именно на себя, поэтому часто выступаем в качестве не только стилистов, но еще и моделей. Считаем, что очень важно быть открытыми к модным экспериментам: только так можно выяснить, как много вещей вам на самом деле идет. В первую очередь нас вдохновляет сама мода. Мы всегда обращаем внимание на коллекции молодых дизайнеров, ищем в них свежие идеи, новое видение. Среди недавних открытий — британцы Martine Rose и Charles Jeffrey Loverboy, Ninamounah из Амстердама и берлинцы GmbH.
А что насчет путешествий?
Миша: Путешествия — огромный источник вдохновения для нас. Мы всегда ищем возможность увидеть что-то новое, понаблюдать за людьми, их внешним видом, бытом и культурой. Часть нашей личной истории тесно связана с Берлином, в который мы влюбились с первой поездки и в итоге даже прожили там несколько лет. Берлин сделал и нашу любовь друг к другу сильнее: именно там, на лавочке у любимой тайской забегаловки на Hermannplatz, а не в Париже под Эйфелевой башней, как это принято, Китти сделал мне предложение выйти за него замуж. Нас сразу же вдохновила эстетика Берлина и его свободный дух. Альтернативная культура, история разделения и последующего объединения города, культурное и национальное многообразие, уважение берлинцев друг к другу и их свобода самовыражения, архитектура брутализма, искусство на улицах города и в галереях, танцы в Berghain — все это сформировало наше видение и очень повлияло на наш стиль.
Без чего вы никогда не выйдете из дома?
Китти: Крайне некомфортно чувствую себя без своих украшений — серег и колец. Если вдруг забуду их надеть, то обязательно вернусь, иначе буду целый день мучиться.
Миша: Я почти не ношу аксессуары, даже сумку не всегда с собой беру. А вот обувь для меня очень важна, ведь я вижу ее каждый раз, когда опускаю глаза вниз. И потом, классная пара обуви может спасти любой лук — даже самый простой.
Как вы делите между собой рабочие обязанности?
Миша обычно берет на себя разработку идеи и всю подготовку к ее реализации, а Китти — коммуникацию с клиентом и всеми участниками процесса. На съемках мы обычно вместе, но в последнее время работы заметно прибавилось, поэтому иногда приходится разделяться. Но каждый собираемый образ мы всегда утверждаем вдвоем. Обязательно отсылаем друг другу фотографии перед съемкой, комментируем и дополняем идеи друг друга. А вот когда мы собираем образы по отдельности, то обязательно без конца спорим, у кого же все-таки получилось лучше.
Вы уже довольно давно занимаетесь стилем Марии Миногаровой. Как началось ваше сотрудничество?
Мы познакомились на вечеринке у общих друзей. Нам сразу же стало интересно поработать с Машей, ведь она обладает не только яркой харизмой, но и внешностью настоящей супермодели. В тот день Маша рассказала нам про свой проект «Я выше этого», посвященный проблемам буллинга девушек с высоким ростом. Идея оказалась нам созвучна, потому что мы и сами довольно высокие — выше 182 см. Наше сотрудничество сложилось успешно с самой первой съемки. Наверное, потому что в первую очередь нас связывают дружеские отношения, общие убеждения и цели. Мы — настоящая команда, работать вместе нам легко и приятно.
Чему вы научились за время работы над шоу Маши Миногаровой и Лены Павельевой «Позавчерашние новости»?
В первую очередь, съемки научили нас тому, что наш любимый оверсайз и гиперобьем смотрятся в кадре очень плохо, делая героев огромными. (Смеются.) В итоге подходящей нам для съемок одежды остается не так уж и много, так как приходится тщательно учитывать все особенности фигуры и построения кадра. А вообще, это наш любимый проект: на съемки каждого выпуска мы идем, как на праздник.
Российские знаменитости стали обращаться к стилистам совсем недавно. Как вы думаете, с чем это связано?
В первую очередь с тем, что услуги стилистов стали доступнее. Теперь каждый может найти специалиста на свой вкус и бюджет. Наличие стилиста действительно экономит много времени и сил, а для знаменитостей с их плотным графиком это и вовсе необходимость. Но, к сожалению, действительно хороших стилистов в России все еще очень мало. Большинство наших знаменитостей по-прежнему выглядят плохо, тратя при этом внушительные суммы на свой гардероб. Хороший стилист поможет публичному человеку раскрыть свою индивидуальность, подчеркнуть свои достоинства и выйти на новый профессиональный уровень благодаря продуманному визуалу — но на поиски «своего» специалиста нужно время.
Роль звездных стилистов в последнее время очень изменилась: Лоу Роуч, Мейв Рейли и Гарри Ламберт, например, стали такими же героями глянца и красных дорожек, как и их клиенты, а их решения влияют на продажи брендов ощутимее, чем любая реклама. Как вы думаете, с чем связаны эти процессы?
Стилисты уже давно формируют модную индустрию, влияют на принимаемые дизайнерами решения. Просто раньше их работа в основном велась за кулисами. А с развитием социальных сетей мир узнал и о персональных звездных стилистах. Людям стало интересно, кто отвечает за образы их кумиров. Селебрити-стилисты зачастую собирают своих клиентов не только на красные ковровых дорожки. Они еще и планируют их ежедневные образы для похода в магазин или прогулки с собакой, выбирают вещи для дома, формирующие клиенту определенный образ жизни, занимаются всем окружающим его визуалом. У многих стилистов звезд еще и яркий собственный стиль, поэтому они быстро становятся известными еще и как герои стритстайла и самостоятельные инфлюенсеры.
А для вас самих ваш личный стиль важен?
Нам важно быть самостоятельными модными единицами и развивать собственный стиль. Мы очень любим продумывать свои образы. Причем речь вовсе не о новых луках каждый день. Это может быть и униформа, в которой мы чувствуем себя круто, которая отражает наше видение. Это помогает нам создать правильное впечатление при первом знакомстве с клиентом и как бы продемонстрировать свой подход к работе на себе же. Конечно, это вовсе не означает, что все хорошо одетые стилисты — профессионалы своего дела, но продуманные образы все-таки дают некоторые преимущества.
Мейв Рейли признавалась в интервью Vogue, что в самом начале работы с Меган Фокс она избавилась от 90% гардероба актрисы. Приходилось ли вам действовать такими же радикальными методами?
Мы не сторонники такого подхода. Скорее наоборот: стараемся оставить максимальное количество вещей в гардеробе и дать им новую жизнь при помощи стилизации. Особенно если эти вещи нравятся клиенту и дороги ему. За время работы в моде мы изменили свое отношение к вещам и их ценности. Наша сегодняшняя позиция очень созвучна текущей модной повестке: мы не стремимся обладать всеми последними коллекциями и примерять на себя все тренды сезона, нам не нужен новый лук на каждый день. Мы увлечены коллекционированием архивных вещей любимых дизайнеров, некоторые из них носим десятками лет. Какие-то вещи из нашего гардероба уже являются частью истории моды, они даже выставлялись в музеях (например, невероятные платья Comme des Garçons или Maison Martin Margiela из коллекций самого Мартина Маржелы). Именно такой, более осознанный подход к гардеробу мы и стараемся применять в работе с клиентами. Наше увлечение коллекционированием архивных вещей недавно получило развитие: мы запустили свой небольшой магазин Zusammen Archive, где будем делиться своими лучшими находками и рассказывать о них. Хотим дать покупателям возможность приобрести вещи, которые действительно представляют какую-то ценность с точки зрения истории моды.
С чего вы обычно начинаете работу с новым клиентом?
Понаблюдав за человеком и немного пообщавшись с ним, мы уже имеем представление о том, какой стиль ему подойдет, что мы можем ему предложить. При этом мы в первую очередь стараемся учитывать пожелания клиента, его характер и образ жизни, особенности внешности. В самом начале совместной работы мы придумываем для клиента «персонажа» — его идеальное воплощение, желаемый образ, иногда даже сочиняем в голове небольшую историю и готовим мудборд. Точно так же, как при подготовке к съемке.
Клиенты вам безоговорочно доверяют, или иногда все же приходится их переубеждать?
Иногда нам приходится отстаивать свою позицию — и порой это дается нелегко. Но когда мы на сто процентов уверены в своей работе, то всеми силами стараемся убедить клиента — и еще ни разу об этом не пожалели. Да и клиент в итоге всегда остается доволен. Жалеем только о случаях, когда не настояли на своем до конца. Опыт показал, что нужно верить в свое видение и доверять интуиции. А лучший результат получается именно тогда, когда клиент полностью нам доверяется и дает полную свободу действий. Тогда и мы сами вдохновляемся своей работой и вкладываем в нее все свои ресурсы.
За какую задачу вы никогда не возьметесь?
В плане стайлинга для нас нет невыполнимых задач: мы всегда открыты новому. Мы имеем опыт работы в разных областях: персональном стайлинге, на модных съемках, в рекламе, телевидении, даже кино. Работаем в разных стилях и с людьми разного возраста и типажа. Но исключения, конечно, есть. Просто они связаны не с самим стайлингом. Мы не станем сотрудничать с клиентом, с которым с самого начала тяжело складывается общение и который нам не доверяет. А еще вряд ли возьмемся за идею, которая изначально нам не близка.
Что вы думаете по поводу многочисленных курсов и школ стилистов? Реально ли вообще научить кого-то быть стилистом в сжатые сроки?
Подобных школ и курсов действительно стало очень много. Надо помнить, что их деятельность в первую очередь направлена на извлечение прибыли. А привлекают они учеников именно тем, что обещают быстрое обучение новой профессии, приносящей хороший доход. Мода — это не наука, в ней нет стопроцентно работающих формул успеха, которые будут актуальны годами. Профессию стилиста нельзя освоить за несколько занятий, этому важно посвящать все свое время. Только талант, развитое чутье и уникальное видение сделают стилиста действительно востребованным — а этому научиться нельзя.
Как на вашей работе отразились события последних месяцев?
Работать стало немного сложнее, но мы все так же верим в моду, в том числе и в российскую. Сначала у нас сорвалась долгожданная поездка на Неделю моды в Париж, потом отменилось много рабочих проектов. Первый месяц мы пребывали в полном унынии, но в итоге решили взять себя в руки и продолжили работать, стали больше сотрудничать с локальными брендами. Мы давно мечтали познакомиться и поработать с Александром Арутюновым, а он сделал шаг навстречу — и сразу же доверил нам стилизовать свой показ. Еще мы близко дружим и работаем с командой Ushatava. Недавно мы ездили с ними на неделю моды в Казахстан, где бренд показал новую осеннюю коллекцию, а мы выступили в качестве моделей. Ребята полностью обновляют марку под руководством нового креативного директора Санана Гасанова, делают действительно крутые вещи, которые мы сами носим с удовольствием. А последний показ давно любимого нами бренда Viva Vox и вовсе будто перенес нас на улицы Парижа.
Как вы считаете, есть ли вообще место моде в нашей новой реальности?
В нашей реальности моде есть место всегда!
ФОТОГРАФ: Андрей Кирсанов
ВИЗАЖИСТ: Екатерина Столбова
ОДЕЖДА: Air fashion store, KM20