Максим Сапожников — о том, как сделать имя в фэшн-индустрии и почему будущее за TikTok

Даша Веледеева расспросила основателя продакшн-компании Fashion to Max о том, как пробежать дистанцию от студента Уральской юридической академии до человека, который придумывает и делает диджитл-кампании для Valentino, Prada и Fendi
ПАЛЬТО, ДЖИНСЫ И БОТИНКИ, Fendi; ВОДОЛАЗКА, Jil Sander
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даша Веледеева расспросила основателя продакшн-компании Fashion to Max Максима Сапожникова о том, как пробежать дистанцию от студента Уральской юридической академии до человека, который придумывает и делает диджитл-кампании для Valentino, Prada и Fendi и легко переводит ДНК брендов на язык TikTok.

Давай начнем с самого начала. Ты ведь из Екатеринбурга, да? А какое у тебя образование?

Максимально далекое от того, чем я сейчас занимаюсь, но все равно очень полезное. По крайней мере, оно дало мне хорошую базу и помогло выработать логическое мышление. Я окончил Уральскую юридическую академию и должен был стать прокурором. Во время учебы я был председателем студенческого профкома, а в 20 лет выиграл всероссийский конкурс «Студенческий лидер России», очень престижный, кстати: мой портрет тогда опубликовали в газетах по всей стране, и я даже автомобиль получил в качестве приза. Семерку «Жигули», правда, но по тем временам очень круто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты по специальности никогда не работал, как я понимаю.

Нет, довольно быстро стало понятно, что юриспруденция – это не мое, а вот путешествия очень даже. Сразу после академии я организовал с партнером туристическую компанию и стал много ездить. И вот однажды решил навестить свою подругу Оксану Белялову, которая тогда работала в Moschino в Милане: вышел на вокзале и почувствовал, что это мой город. Его многие не понимают, но Оксана меня сразу погрузила в локальную тему, брала с собой на аперитивы, познакомила с людьми из fashion-тусовки, и я загадал, что ровно через год, 6 октября, я сюда перееду. Даже напоминалку на телефон поставил. И так и получилось, день в день!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
МАКСИМ САПОЖНИКОВ С ДЕМИ МУР НА ПОКАЗЕ DIOR, ПАРИЖ, 2020сс
С АДУТ АКЕЧ НА ПОКАЗЕ VALENTINO HAUTE COUTURE, ПЕКИН, 2019
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потрясающе. Но ведь это легче сказать, чем сделать. Как тебе удалось переехать – ты нашел работу?

Нет, я все еще занимался своим бизнесом и ничего не искал. Просто поступил на пятимесячные языковые курсы и оформил студенческую визу. А работа нашла меня практически сама. Мне предложили прийти на собеседование в мультибрендовый шоурум StudioZeta – сказали, что это отличная практика итальянского. И я пошел, хотя и осознавал всю авантюрность затеи: про моду я знал очень мало, но и терять мне было особо нечего. Это оказался один из самых уважаемых шоурумов в Милане, там продавались Giambattista Valli, No21, а из русских – Alexander Terekhov и Denis Simachev. Меня почему-то взяли, но предложили зарплату 80 евро, что, как я уже понимал, было сильно ниже рынка. И тут я произнес пламенную речь в духе: «Я знаю, что у меня нет такого fashion-опыта, как у других менеджеров по продажам, зато я знаю, как работает бизнес. Особенно как он работает в России и СНГ, а вам ведь сейчас интересны именно эти рынки. Поэтому дайте мне зарплату, релевантную моим талантам, а все процессы я освою за два месяца». Начальник был, мягко скажем, удивлен, но в результате я получал больше остальных коллег. И не зря: я довольно скоро начал продавать лучше их. У итальянцев красивая манера долго рассказывать о том, куда надеть это платье и так далее, а я общался с нашими байерами, которые болтовни не любят, а любят конкретику. Так все и завертелось. Затем была уже консалтинговая компания, продвижение брендов на российском рынке, презентации в Киеве и Москве. Но перелом случился в 2011 году: на свадьбе друзей в Пьемонте я познакомился с диджитал-редактором русского Glamour и, она, увидев, в какой тусовке я вращаюсь, предложила мне делать инсайдерские репортажи на телефон и присылать им. Хорошо помню, как пробрался на вечеринку Salvatore Ferragamo, где были все – от Анны Делло Руссо и Джованны Баттальи до Миры Думы и Лены Перминовой, – снимал там на iPhone 3, и на следующий день на сайте журнала появилась статья с подписью «Специальный корреспондент Максим Сапожников». А потом я уже взял полупрофессиональную камеру и поехал в Париж на Неделю моды, где стал фотографировать стритстайл.

«Я ЗАГАДАЛ, ЧТО РОВНО ЧЕРЕЗ ГОД, 6 ОКТЯБРЯ, ПЕРЕЕДУ В МИЛАН. ДАЖЕ НАПОМИНАЛКУ НА ТЕЛЕФОН ПОСТАВИЛ. И ТАК И ПОЛУЧИЛОСЬ, ДЕНЬ В ДЕНЬ!»

ДЖЕМПЕР, Etro; БРЮКИ И СЕРЬГА, Dior Homme; РЕМЕНЬ И ЦЕПОЧКА – СОБСТВЕННОСТЬ МАКСИМА
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подожди, а как ты с iPhone мгновенно пересел на настоящий фотоаппарат?

Да просто начал снимать на автоматическом режиме и смотреть, что получается. Курсы я прошел уже гораздо позже, а первое время просто пробовал, знакомился с фотографами, слушал их советы и вообще рассказы
о том, как в этом мире все устроено. Я довольно рано понял, что ниша стритстайла перегрета – там мало и места, и эксклюзива, поэтому правдами и неправдами стал прорываться на бэкстейдж показов, искать ракурсы, что-то придумывать. А главное – я был самым быстрым: не делал слишком тяжелых файлов, которые потом долго и мучительно пересылать, мгновенно отправлял инфлюэнсерам портреты с front row, а они их радостно публиковали в соцсетях и ставили кредиты. Очень важный момент: я от всех добивался упоминания. Раньше же никто не уважал труд фотографа и блогеры могли просто перепостить миллион кадров, как будто они появились ниоткуда. Но я в самый первый год своей работы на показах стал общаться напрямую с героями, налаживать контакты, поэтому мог потом попросить поставить кредит. Вот, например, Кьяра Ферраньи. Мы встретились случайно после раннего – в воскресенье, в 10 утра – показа Kenzo в Париже. Я заглянул в кафешку неподалеку, увидел там Кьяру, подошел к ней и сделал комплимент. Мы разговорились, она была крайне мила. А потом еще несколько раз болтали при случае, и в какой-то момент я предложил ей устроить съемку, в которой она будет в одежде русских дизайнеров и с косой à la russe. Кьяре понравилось, потому что это было что-то совершенно новое, непохожее на предыдущие ее образы. Так я и начал работать с блогерами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уверена, у тебя многие спрашивают, как все-таки попасть на твой уровень? Какие советы ты даешь?

Важно сохранять пространство для маневра и понимать, что и зачем ты делаешь. Я, например, первые два года работал бесплатно, не брал у журналов ни копейки ни на технику, ни на переезды. И это позволяло быть свободным от эксклюзивных контрактов, самому выбирать издания и предлагать коллаборации с брендами, которые мне интересны или важны для правильного позиционирования. Ну и еще надо быть изобретательным. Только что мы ездили в Канны и за 10 дней фестиваля сделали 15 съемок с моделями для Bvlgari, Miu Miu, Etro. Задача не из простых, потому что все традиционные локейшены в городе уже сфотографированы во всех возможных ракурсах и кажется, что ничего оригинального придумать нельзя. Но если посмотреть на наши видео, они все разные и непохожие на те, что получились у коллег. Одному такое не провернуть, для этого мне и потребовалось основать агентство Fashion to Max.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
С МАРКОМ ДЖЕЙКОБСОМ НА ПОКАЗЕ PRADA RESORT, НЬЮ-ЙОРК, 2019
С ЭСТЕР ЭКСПОЗИТО НА ВЕНЕЦИАНСКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ, 2020

Расскажи про него.

У нас несколько сфер деятельности. С одной стороны, это интернет-ресурс, где публикуется хроника всех важных модных событий. С другой – креативное и продакшн-агентство, которое работает с брендами и делает проекты 360 градусов – от больших рекламных кампаний для соцсетей и не только до видео со знаменитостями. И наконец, прямо сейчас мы запускаем отдельное TikTok-направление и уже подписали контракт с одним очень крутым видеоартистом Виталием Аванесовым, который будет создавать для нас контент. Я фокусируюсь именно на этой соцсети, потому что туда пришли большие игроки – и Prada, и Fendi, и Gucci – и им бывает сложно разобраться, как переупаковать свои продукты таким образом, чтобы и ДНК бренда не потерять, и что-то реально вовлекающее сделать. Это почти не занятая ниша, и я планирую быть в ней главным.

«СЕЙЧАС Я ФОКУСИРУЮСЬ НА TIKTOK, ПОТОМУ ЧТО ТУДА ПРИШЛИ БОЛЬШИЕ ИГРОКИ».

Какими своими проектами ты прямо гордишься?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не буду оригинальным, если скажу, что они мне все дороги, но назову два. Видео Prada, для которого они специально построили заново все декорации к шоу и дали нам возможность запечатлеть моделей в атмосфере, максимально приближенной к показу. И проект с Valentino, когда они отказались от услуг местного продакшн и отвезли в Китай нашу команду снимать коллекцию Haute Сouture.

И последний вопрос. Ты раньше особенно не работал в России, а сейчас планируешь расширяться в нашем направлении. Почему?

В России бюджеты на fashion заметно меньше, чем в Европе или США, поэтому имея твердые позиции на Западе, нецелесообразно делать ее приоритетом. Но кризис показал, что правильный вектор – движение в глубину выбранных рынков, а не метание по поверхности. Мы задумались о московских партнерах, с которыми будем развиваться вместе, и сейчас ведем с ними переговоры. Начинать здесь с нуля мне не хотелось бы, но вот открыть представительство Fashion to Max и делать классный продакшн – вполне.

Фото: DARIA MIVA (@DARIAMIVA); СТЕПАН ФИЛЕНКО; DEBORA SPANHOL