Легенда дрэга, икона кэмпа и прообраз Урсулы из «Русалочки»: кто такая Дивайн
Голубые тени для век, изогнутые дугой тонкие брови, ярко-красная помада, серо-фиолетовая кожа и мушка под нижней губой: все знают, как выглядит морская ведьма Урсула из «Русалочки». Но не все в курсе, что у коварной, но обаятельной злодейки был вполне реальный прототип. И она была... мужчиной. Точнее, дрэг-квин — пожалуй, самой известной в мире. А еще кинозвездой и иконой кэмпа, чей образ цитируют до сих пор. Рассказываем все, что нужно знать о Дивайн, которую журнал People назвал «дрэг-квин столетия».
Харрис Гленн Милстед родился в Балтиморе, США, в 1945 году, в семье разбогатевших рабочих. Ребенок был долгожданным: мать Гленна, Фрэнсис, пережила несколько выкидышей, прежде чем родить сына. Родители старались баловать мальчика, чьего появления на свет так долго ждали: они не отказывали ему ни в дорогих покупках, ни во вкусной еде, из-за чего Гленн быстро стал набирать вес. Тогда сложно было представить себе, что он станет звездой: из-за лишнего веса и женственного поведения Милстед постоянно подвергался нападкам одноклассников в школе. Утешение подросток находил в своих увлечениях: живописи и садоводстве. А позже — в парикмахерском искусстве, которое он быстро освоил, начав работать стилистом в местном салоне красоты. Впрочем, недолго: избалованный молодой человек быстро бросил работу, предпочитая сидеть на шее у родителей, которые хоть и неохотно, но все же оплачивали его счета. Позже молодой человек нашел новое увлечение: дрэг. Гленн начал участвовать в травести-шоу, изображая знаменитых женщин — например, Элизабет Тейлор.
По-настоящему судьбоносной стала для него встреча с начинающим режиссером Джоном Уотерсом. Тот сделал Гленна своей музой и придумал ему псевдоним Диван — от английского Divine, «божественный». У них сложился идеальный тандем: Уотерс мечтал снимать «самое грязное и трешовое кино», а Милстед был согласен на любые эксперименты. С первой же их совместной работы, фильма «Римские свечи», за Дивайн закрепился образ вульгарной, агрессивной женщины с чрезмерно ярким макияжем, всклокоченными волосами и в обтягивающей одежде, подчеркивающей пышную фигуру. Особенно культовым стал макияж: экстремально выгнутые тогнкие брови, нарисованные на лбу, нарочито бледная кожа, яркие тени для век и мушка под нижней губой. Избавиться от этого альтер-эго Гленн так и не смог: Дивайн стала его второй сущностью, сопровождавшей его всю жизнь. Не помогли ни мужские роли в кино, от которых он не отказывался, ни утверждения о том, что это всего лишь сценический образ, который не имеет ничего общего с реальным человеком.
Поначалу работы дуэта «Уотерс-Дивайн» не воспринимали всерьез ни критики, ни зрители. Настоящим прорывом для обоих стал фильм «Розовые фламинго» 1972 года. Он моментально стал хитом в мире андеграундного кино, а со временем заслужил статус культового и считается квинтэссенцией кэмпа. По сюжету Дивайн играет Бэбс Джонсон, которая стремится доказать всем, что она — самая отвратительная персона из ныне живущих. Не будем описывать, что происходило на протяжении фильма, но уверяем: свое звание героиня отстояла. Образ Дивайн в красном облегающем платье-макси из этого фильма стал по-настоящему культовым: его до сих пор цитируют сотни дрэг-квин по всему миру. Именно с него началось восхождение будущей «дрэг-квин столетия» по версии журнала People к славе.
Уотерс и Дивайн продолжат работать вместе, сняв еще несколько совместных фильмов. Самым популярным из них станет мюзикл «Лак для волос» 1988 года. Эта лента окажется для обоих настоящим прорывом в мейнстрим: о Диван узнают за пределами андеграундного кино и травести-шоу, на которых она с успехом будет выступать много лет подряд. В конце 70-х Дивайн тоже начинает певческую карьеру, а многие ее треки становятся популярными в ночных клубах США и Европы. Несмотря на наконец пришедшую славу и внимание поклонников и прессы, эти годы в жизни Гленна Милстеда сложно назвать счастливыми. Кажется, образ пышнотелой хулиганки его тяготит. У него усугубляется депрессия: близкие Гленна вспоминают, что в конце 80-х он не раз рассуждал на тему суицида. В 1988-м, после репетиции очередного нового фильма, Милстед скончался в своем гостиничном номере в рещзультате сердечного приступа. Ему было всего 42 года. Он так и не увидел ни свою последнюю картину «Из темноты», но диснеевскую «Русалочку», образ ведьмы Урсулы в которой был вдохновлен Дивайн. Однако наследие самой знаменитой дрэг-квин продолжает жить и сегодня.