Кто такая Сао Шлюмберже — икона стиля, которая спасла карьеру Джона Гальяно и позировала Дали и Уорхолу
Показ сезона 1994 года стал для Джона Гальяно судьбоносным. Именно после того шоу на него обратил внимание глава LVMH Бернар Арно, который позвал молодого эксцентричного дизайнера возглавить сначала Givenchy, а затем и Dior. Но этот показ мог бы никогда не состояться: у Гальяно не было денег даже на аренду квартиры, не то чтобы на проведение хоть какой-то презентации. Но в дело вмешалась судьба в лице редактора Vogue Андре-Леона Телли и одной светской дамы, которая одолжила Джону на один вечер свой особняк в центре Парижа. Ее имя — Сао Шлюмберже. И буквально вся ее судьба состоит из таких фантастических историй.
«Сао хотела поражать. Я не думаю, что ей когда-либо приходило в голову переживать по поводу того, что о ней думают другие. Она никогда не боялась сделать что-то не так», — вспоминала Сао Шлюмберже ее близкая подруга, светская дама и филантроп Дида Блэр. Всего в трех предложениях ей удалось объяснить характер и подход к жизни, возможно, самой яркой (и неоднозначной) светской героини по обе стороны океана. Она дважды была замужем, но не стеснялась открыто вступать в отношения на стороне, из-за чего не раз оказывалась в эпицентре скандала. Родила второму мужу, миллиардеру Пьеру Шлюмберже, двоих детей, но не скрывала, что не получает удовольствия от материнства. Была важной гостьей всех главных светских мероприятий Нью-Йорка и Парижа, но могла легко сорваться с любого бала на вечеринку в Studio 54 прямо в вечернем платье и бриллиантах Van Cleef & Arpels. Всю жизнь была окружена тысячами людей, но в последний путь ее провожали всего шестеро, и в основном родственники. В общем, прожила жизнь, полную противоречий. Зато яркую и полную впечатлений.
Билетом в высшие светские круги для Сао стал второй брак с Пьером Шлюмберже — владельцем одной из крупнейших нефтедобывающих компаний мира. В первые годы после свадьбы они жили в Хьюстоне, но позже перебрались в старинный особняк в центре Парижа — и вот тут-то началось самое интересное. Блестяще образованная и обладающая великолепным вкусом, Сао решила стать покровительницей художников и дизайнеров. Она состояла в попечительском совете нескольких крупных музеев мира, включая парижский Центр Помпиду и Музея современного искусства в Нью-Йорке. Также она персонально поддерживала художников, которых считала выдающимися. У нее был смелый вкус: классике она всегда предпочитала авангард. Коллекционировала работы Марка Ротко, Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола. Последнему она даже заказала свой портрет. Как, кстати и Сальвадору Дали. Правда, его работой осталась недовольна: «Я хотела фантазию, а получила классику».
Любила Сао и моду. Свои первые пригласительные на показы Chanel, Dior и Christian Lacroix она получила за внушительные чеки, выписанные в кутюрных салонах этих Домов. Но по-настоящему войти в историю моды ей помог совсем другой щедрый жест. В 1994 году ее приятель, редактор Vogue Андре Леон Телли, знакомит Шлюмберже с молодым, но уже очень талантливым Джоном Гальяно, который находится в срочных поисках спонсоров для проведения показа. Сао буквально влюбляется в дизайнера и отдает свой пустующий парижский особняк под его шоу, шутя, что по такому случаю сделает свежую круговую подтяжку. Коллекция оказалась триумфальной — и абсолютно все редакторы моды в своих восторженных ревью указали, кого стоит благодарить за то, что это шоу состоялось.
Но Сао была постоянной героиней не только светских хроник и глянца, но и таблоидов. Все из-за ее бурных романов (которым, к слову, никак не препятствовал супруг) и публичных разборок с родными и приемными детьми. Судебный процесс, в рамках которого наследники Пьера Шлюмберже делили его имущество, разлетелся по передовицам всех мировых газет. И все это время с лица Сао не сходила улыбка, а в ее гостиной постоянно гости: европейская аристократия, американские акулы бизнеса, звезды шоу-бизнеса, дизайнеры и модели. Она не сбавляла оборотов даже тогда, когда врачи диагностировали у нее болезнь Паркинсона. И до последних дней продолжала дарить и себе, и окружающим праздник каждый день.