Кто такая Сао Шлюмберже — икона стиля, которая спасла карьеру Джона Гальяно и позировала Дали и Уорхолу

Жизнь, полная противоречий
Сао Шлюмберже, 1980 год
Сао Шлюмберже, 1980 год
Andy Warhol
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Показ сезона 1994 года стал для Джона Гальяно судьбоносным. Именно после того шоу на него обратил внимание глава LVMH Бернар Арно, который позвал молодого эксцентричного дизайнера возглавить сначала Givenchy, а затем и Dior. Но этот показ мог бы никогда не состояться: у Гальяно не было денег даже на аренду квартиры, не то чтобы на проведение хоть какой-то презентации. Но в дело вмешалась судьба в лице редактора Vogue Андре-Леона Телли и одной светской дамы, которая одолжила Джону на один вечер свой особняк в центре Парижа. Ее имя — Сао Шлюмберже. И буквально вся ее судьба состоит из таких фантастических историй.

Показ JOHN GALLIANO осень-зима 1994
Показ JOHN GALLIANO осень-зима 1994
Guy Marineau
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сао хотела поражать. Я не думаю, что ей когда-либо приходило в голову переживать по поводу того, что о ней думают другие. Она никогда не боялась сделать что-то не так», — вспоминала Сао Шлюмберже ее близкая подруга, светская дама и филантроп Дида Блэр. Всего в трех предложениях ей удалось объяснить характер и подход к жизни, возможно, самой яркой (и неоднозначной) светской героини по обе стороны океана. Она дважды была замужем, но не стеснялась открыто вступать в отношения на стороне, из-за чего не раз оказывалась в эпицентре скандала. Родила второму мужу, миллиардеру Пьеру Шлюмберже, двоих детей, но не скрывала, что не получает удовольствия от материнства. Была важной гостьей всех главных светских мероприятий Нью-Йорка и Парижа, но могла легко сорваться с любого бала на вечеринку в Studio 54 прямо в вечернем платье и бриллиантах Van Cleef & Arpels. Всю жизнь была окружена тысячами людей, но в последний путь ее провожали всего шестеро, и в основном родственники. В общем, прожила жизнь, полную противоречий. Зато яркую и полную впечатлений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сао Шлюмберже у себя дома в Нью-Йорке
Сао Шлюмберже у себя дома в Нью-Йорке
Fairchild Archive/Penske Media/Getty Images

Билетом в высшие светские круги для Сао стал второй брак с Пьером Шлюмберже — владельцем одной из крупнейших нефтедобывающих компаний мира. В первые годы после свадьбы они жили в Хьюстоне, но позже перебрались в старинный особняк в центре Парижа — и вот тут-то началось самое интересное. Блестяще образованная и обладающая великолепным вкусом, Сао решила стать покровительницей художников и дизайнеров. Она состояла в попечительском совете нескольких крупных музеев мира, включая парижский Центр Помпиду и Музея современного искусства в Нью-Йорке. Также она персонально поддерживала художников, которых считала выдающимися. У нее был смелый вкус: классике она всегда предпочитала авангард. Коллекционировала работы Марка Ротко, Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола. Последнему она даже заказала свой портрет. Как, кстати и Сальвадору Дали. Правда, его работой осталась недовольна: «Я хотела фантазию, а получила классику».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сальвадр Дали «Портрет Сао Шлюмберже» (1965)
Сальвадр Дали «Портрет Сао Шлюмберже» (1965)
Fundació Gala-Salvador Dalí

Любила Сао и моду. Свои первые пригласительные на показы Chanel, Dior и Christian Lacroix она получила за внушительные чеки, выписанные в кутюрных салонах этих Домов. Но по-настоящему войти в историю моды ей помог совсем другой щедрый жест. В 1994 году ее приятель, редактор Vogue Андре Леон Телли, знакомит Шлюмберже с молодым, но уже очень талантливым Джоном Гальяно, который находится в срочных поисках спонсоров для проведения показа. Сао буквально влюбляется в дизайнера и отдает свой пустующий парижский особняк под его шоу, шутя, что по такому случаю сделает свежую круговую подтяжку. Коллекция оказалась триумфальной — и абсолютно все редакторы моды в своих восторженных ревью указали, кого стоит благодарить за то, что это шоу состоялось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сао Шлюмберже на показе Yves Saint Laurent Haute Couture осень-зима 1974
Сао Шлюмберже на показе Yves Saint Laurent Haute Couture осень-зима 1974
Fairchild Archive/WWD/Penske Media/Getty Images

Но Сао была постоянной героиней не только светских хроник и глянца, но и таблоидов. Все из-за ее бурных романов (которым, к слову, никак не препятствовал супруг) и публичных разборок с родными и приемными детьми. Судебный процесс, в рамках которого наследники Пьера Шлюмберже делили его имущество, разлетелся по передовицам всех мировых газет. И все это время с лица Сао не сходила улыбка, а в ее гостиной постоянно гости: европейская аристократия, американские акулы бизнеса, звезды шоу-бизнеса, дизайнеры и модели. Она не сбавляла оборотов даже тогда, когда врачи диагностировали у нее болезнь Паркинсона. И до последних дней продолжала дарить и себе, и окружающим праздник каждый день.