Кто одевал героев «Бегущего по лезвию» и «Бойцовского клуба»
Не у многих актеров в фильмографии найдется столько хитов, как у художника по костюмам Майкла Каплана. За 40 лет карьеры он несколько раз успел поработать с Дэвидом Финчером, одел сотни героев фантастических саг «Звездные войны» и «Стартрек», а его дебютом на большом экране и вовсе стал легендарный «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Профессиональный диапазон Каплана охватывает все жанры от исторических костюмированных драм до красочных мюзиклов: на примере 5 лучших работ художника рассказываем о его методе — и заодно выбираем фильм для вечернего просмотра.
Рик Деккард и Рейчел в «Бегущем по лезвию» (1982)
В начале 1980-х Каплан стажировался у Кельвина Кляйна и делал эскизы костюмов для шоу «Сонни и Шер». К Ридли Скотту дебютанта без киноопыта направила Гильдия дизайнеров костюмов — режиссер сам просил найти ему для фильма молодой талант «без избитых идей о научной фантастике». Вместо того, чтобы в очередной раз фантазировать о будущем (действие фильма разворачивается в 2019 году), Каплан предложил обратиться к нуарной эстетике и к моде 1940-х.
В создании гардероба Рика Деккарда художник отталкивался от экранного детектива Спейда в исполнении Хамфри Богарта. Отсюда — костюм, обязательный галстук и объемный плащ. А вот носить в кадре шляпу, как Богарт, утвержденный на роль Харрисон Форд отказался — у него только что закончились съемки «Индианы Джонса», и от аксессуара от успел устать.
Затмить Форда в фильме смогла лишь Шон Янг, исполнительница роли Рейчел. Ее образ вплоть до алых губ и прически «Victory Rolls», популярной в первой половине сороковых, списан с див Лорен Бэколл и Джоан Кроуфорд. Мы видим на Рейчел костюмы с гипертрофированно широкими плечами, и самый знаменитый из них, серый, Каплан сделал по технике Адриана, известного дизайнера тех лет. «Серые и бежевые полоски винтажной шерстяной ткани с металлическими вкраплениями сшиты то лицевой, то изнаночной стороной», — рассказывает историк Анна Баштовая.
Алекс, «Танец-вспышка» (1983)
Культовый статус «Бегущий по лезвию» приобрел не сразу и хитом проката не стал — гораздо больший успех снискал фильм Эдриана Лайна «Танец-вспышка», а вместе с ним и работавший над костюмами Каплан. Главная героиня фильма Алекс мечтает стать балериной, но в силу обстоятельств работает на заводе — именно этот контрапункт определяет ее повседневный гардероб.
Ключевое сочетание — гимнастического трико и укороченного свитшота — художник почерпнул из обихода профессиональных танцовщиц. Во время подготовки к съемкам он провел много времени в репетиционных залах и заметил, что балерины часто отрезают нижнюю часть спортивной одежды, чтобы та не мешала им в движении. К тому же приему прибегает Алекс. В интервью Independent Каплан говорил, что в свитшоте ему понравилась его демократичность: героиня не могла позволить себе шелк и прочие дорогие ткани, а так как действие фильма происходит в Питтсбурге, то в ее гардеробе обязательно должна быть и теплая одежда, неприхотливая в уходе.
Тайлер Дерден в «Бойцовском клубе» (1999)
Пиджаки в цветную клетку, пестрые рубашки с психоделическим принтом, нелепые галстуки и охряная кожаная куртка Брэда Питта — самое яркое, что есть в мрачном триллере Дэвида Финчера. Те, кто фильм досмотрел до конца, сразу поймут тонкий ход Каплана: подчеркнуть болезненный вид и безликий офисный гардероб героя Эдварда Нортона и указать на то, что Дерден в описываемом пространстве явно лишний. При этом и сегодня в фильме можно почерпнуть актуальные модные идеи: вспомним хотя бы алую мотокуртку.
По словам Каплана, главная вещь в гардеробе героя — багровый пиджак — должен был напоминать своим оттенком спекшуюся кровь. Он сам сшил его из винтажной кожи 1970-х, а затем придал ему потрепанный вид, оторвав несколько пуговиц и порезав подкладку. Во время работы над фильмом художник помнил о характере героя и обстоятельствах его жизни: так как Дерден средствами не располагал, то и вещи для него в основном были найдены в комиссионных магазинах и на барахолках.
Кристина Агилера в «Бурлеске» (2010)
Каплан смог сделать костюмы в музыкальной мелодраме полноценными героями повествования. За вдохновением он обращался вновь к сороковым, но также к «ревущим» двадцатым и увлеченным футуризмом шестидесятым. Разумеется, главной задачей было создать сценические образы для экранной труппы кабаре так, чтобы девушки смогли в них двигаться и при этом выглядели на экране так же сногсшибательно, как и в реальности.
Один дизайн Каплан выполнил полностью из поясов для чулок, другой — из золотых цепей и кристаллов Swarovski, а в номере «I Am a Good Girl» одел Кристину Агилеру в розовые перья и сатин: «Я хотел, чтобы она выглядела, как десерт, как персиковый сорбет», — рассказывал он Los Angeles Times. При этом внимательный зритель может заметить и более сложные отсылки: по словам художника, вышивка в виде рук на груди Эли — реверанс сюрреалистам, в частности, Магритту и Ман Рэю. После премьеры «Бвурлеска» в Лос-Анджелесе даже открылась выставка всех костюмов, фигурировавших в картине.