«Я никогда не смогу встать наравне с международными актерами, потому что я русский», — без тени кокетства говорил про себя Юра Борисов в 2020 году, не догадываясь, как в итоге окажется не прав. После триумфа «Аноры» на Каннском кинофестивале он стал знаменитостью мирового масштаба и первым из российских актеров оказался в числе номинантов на «Золотой глобус» в одном ряду с Эдвардом Нортоном, Дензелом Вашингтоном, Джереми Стронгом и Кираном Калкином. Последнему он в итоге награду уступил, но впереди еще несколько важных кинопремий: актер уже номинирован на SAG Awards, BAFTA и Vancouver Film Critics Circle Awards и — самую главную из всех — «Оскар». Впрочем, это в поле зрения широкой международной публики Борисов появился только в прошлом году, а на родине он стал звездой еще пять лет назад, получив негласное звание одного из главных актеров современного российского кино. Звание, может, и негласное, но очень заслуженное.
Как Юра Борисов стал героем нашего времени



Юре Борисову всего 32 года, 10 из них он снимается в кино. Фильмография актера насчитывает около 70 ролей в самых разноплановых проектах — от телевизионных «мыльных опер» до блокбастеров и серьезного авторского кино. На экране за ним закрепился образ «своего парня», который всегда ставит мораль выше собственной выгоды и готов помочь слабым. Это амплуа во многом перекликается тем, какой простой и открытый Борисов в жизни: даже решение быть именно Юрой, а не Юрием, он принял совершенно сознательно, чтобы сократить дистанцию между собой и зрителем. Карьера Юры Борисова началась в театре «Сатирикон». Туда он пошел после окончания Щепкинского театрального училища и проработал год под руководством Юрия Бутусова. В театре актеру играть не нравилось, поэтому он начал искать себя на экране. Все началось с эпизодических ролей в кино (например, в «Елене» у Андрея Звягинцева), затем последовали роли разных масштабов в телесериалах, однако первым большим успехом Борисова принято считать фильм «Бык», выигравший «Кинотавр» и открывший ему дорогу в большое кино.


Действие разворачивается на исходе 90-х. Антон Быкoв по кличке Бык выходит из тюрьмы и тут же попадает в новую передрягу. Картина во многом рифмуется с хорошо знакомыми каждому отечественному зрителю «Братом», «Бригадой» и «Бумером». Главный герой похож на Данилу Багрова (Юра Борисов, по собственному признанию, специально копировал в кадре его манеры и даже голос). Он пытается быть Робином Гудом среди бандитов, ищет честное оправдание своим преступлениям и даже, в силу своих способностей, пытается рефлексировать. «Я играл больного парня, — описывал своего героя Борисов в интервью Harper's Bazaar. — Он абсолютно фрустрирован и только выполняет функцию, которую сам себе придумал. Он уверен, что прав и по-другому существовать нельзя. Потом он начинает сомневаться, раскаиваться, но все равно продолжает вести этот образ жизни. Наверное, поэтому зрители воспринимают его как жертву времени».


Несмотря на то, что сейчас Юру Борисова принято называть «открытием Канн-2024», на Лазурном берегу он впервые оказался тремя годами ранее, в 2021 году. Тогда в рамках фестиваля показали сразу два фильма с его участием — «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова и «Купе №6» финского режиссера Юхо Куосманена. В первом он исполнил пускай и запоминающуюся, но все-таки небольшую роль, а во-втором — стал одним из двух главных героев. Действие фильма разворачивается в купе поезда Москва — Мурманск, где финская студентка волею судеб оказывается вместе с шахтером Лехой. Он едет на заработки, чтобы потом открыть офис и «делать бизнес», а пока без остановки пьет водку и задает попутчице неуместные вопросы. Своей грубостью и бандитским видом по началу он пугает героиню, но дорога до Мурманска долгая, и Леха раскрывается с другой стороны — эмоциональной и ранимой. Между невольными соседями постепенно возникает симпатия, перерастающая не то в любовь, не то в дружбу. Картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля, а на Юру Борисова обратили внимание не только зарубежные критики и журнал Variety, включивший его в число «12 восходящих талантов из России, готовых к международной сцене», но и Шон Бейкер, в последствии предложивший ему судьбоносную роль в «Аноре». Но об этом чуть позже.


Всего полтора месяца спустя Юра Борисов оказался на втором важнейшем кинофестивале — Венецианском. И снова с двумя фильмами — «Капитан Волконогов бежал» и «Мама, я дома». В сюрреалистичной сказке о «большом терроре» 1937 года Алексея Чупова и Натальи Меркуловой Борисов исполнил главную роль — капитана НКВД Федора Волконогова, который испугался кары после смерти и отправился замаливать грехи перед семьями репрессированных. Удивительно, но даже в роли чекиста Борисову удалось остаться «славным парнем», в раскаяние которого хочется искренне поверить. До проката фильм, к сожалению, так и добрался, где его сейчас смотреть — неизвестно, но для тех критиков, кому посчастливилось увидеть картину в Венеции и на «Кинотавре» он навсегда стал одной из сильнейших ролей в карьере актера.

Еще одной важной вехой в фильмографии Юры Борисова принято считать триллер «Кентавр» Кирилла Кемница, который то и дело (не без ехидного «списал или вдохновился?») сравнивают то с «Драйвом» Николаса Виндинга Рефна, то с «Таксистом» Мартина Скорсезе. Здесь Борисов играет таксиста Сашу, работающего в ночную смену. Он и есть тот самый кентавр, вот только вместо лошадиного тела у него машина — из-за инвалидности герой практически не ходит. Саша молчалив, наблюдателен и, как часто бывает с героями Борисова, немного жутковат. Однажды в его машине оказывается эскортница Лиза (в исполнении Татьяны Талызиной): она арендует машину на всю ночь, чтобы проехать по нескольким адресам, не меняя водителя. Ее совсем не пугает, что в городе появился маньяк, чьими жертвами уже стали несколько ее коллег. С заднего сиденья героиня тихо наблюдает за своим водителем, не понимая, друг он ей или враг. До последнего этого не понимает и зритель — Борисов долго сохраняет интригу, играя положительного и отрицательного героя одновременно.


Потом Борисов появился в роли злодея Глота в «Сто лет тому вперед», озвучил Бегемота в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина, а в мае 2024 года отправился в Канны, чтобы представить «Анору». Игра Юры в «Купе №6» произвела на Шона Бейкера такое впечатление, что на роль Игоря в «Анору» он пригласил его без дополнительного прослушивания. Хаотичное драмеди со сравнительно небольшим бюджетом неожиданно стало главным фильмом Каннского кинофестиваля, а его каст — в том числе Юра Борисов и Марк Эйдельштейн — звездами международного масштаба. Оба они быстро стали героями съемок и интервью зарубежного глянца, где Марка преимущественно именуют «русским Тимоти Шаламе», а Юру — «сердцеедом», «бандитом с сердцем», а также «сердцем и душой "Аноры"».
Имя Юры Борисова все чаще можно увидеть в числе номинантов и даже победителей крупных кинопремий. Он получил уже награду Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса за «Лучшую мужскую роль второго плана», прямо сейчас претендует на SAG Awards, BAFTA, и «Оскар» — первый из российских актеров. А это говорит лишь о том, что настоящий талант всегда будет замечен и оценен, вне зависимости от внешних обстоятельств. Полюбился Юра Борисов не только западным коллегам по цеху, но и простым зрителям. В соцсетях англоязычных пользователей можно найти немало постов и комментариев, где его называют «одним из самых красивых мужчин в мире», восхищаются его игрой и образом «нежного гангстера». При этом сам Юра Борисов признается, что не воспринимает успех «Аноры» как свое личное достижение. «Я не отделяю свою игру от фильма в целом. Это как смотреть на дерево и видеть только один лист, — поделился с журналом Interview актер. — Я счастлив, что я часть этого великолепного фильма».


Его персонаж в «Аноре» и правда получился одним из самых запоминающихся. Во-первых, на протяжении двух с половиной часов фильма он практически не говорит. А если учесть, что остальные присутствующие в кадре все время друг на друга кричат (сразу на трех языках и совершенно не выбирая выражений), его молчаливое спокойствие кажется особенно выразительным. При этом его герой Игорь — совсем не безэмоционален, просто весь спектр эмоций ему удается выразить через взгляды, движения, неловкие улыбки и несколько не слишком развернутых фраз. В этом фильме он внезапно оказывается единственным человеком, способным проявить сочувствие к главной героине, чья жизнь за какие-то 24 часа превратилась из сказки в настоящую катастрофу. В образ хмурого русского гопника с Брайтон-Бич Юре Борисову удалось вложить доброту и искренность, которыми он и покорил сердца миллионов.


На первый взгляд, все знаковые роли Юры Борисова могут показаться однотипными — почти везде он играет человека внешне грубого и даже опасного, а внутри — ранимого и чувствующего. Но это всего лишь рамки, прописанные в сценарии. Актеру же из раза в раз удается сделать своего персонажа уникальным. «Поиск души — самая интересная часть моей работы», — рассказал Юра журналу Interview. На этот поиск, по словам актера, всегда уходит много времени: он долго готовится перед съемками, пытается думать, как его герой, а не просто воспроизвести на площадке написанное в сценарии.
Сейчас мы ждем не только объявления итогов кинопремий, но и премьер новых фильмов с участием Юры Борисова. В грядущем феврале их будет сразу две: завоевавший гран-при российского фестиваля «Маяк» фильм «Кончится лето» режиссерского дуэта Максима Арбугаева и Владимира Мункуева и «Пророк» Феликса Умарова. В первом Юра Борисов, за последние годы доказавший, что ему под силу самые разные роли, вернется к амплуа бывшего заключенного, пытающегося наладить жизнь на свободе. А во втором — исполнит роль Александра Пушкина, а на это, как минимум, будет интересно посмотреть.