История Роя Холстона: как стать самым популярным дизайнером Америки — и потерять все в одночасье
В самом начале карьеры он создал шляпку для Жаклин Кеннеди. Затем — подружился с Лайзой Миннелли и Энди Уорхолом, помог американским дизайнерам выиграть «Битву за Версаль», заработал 30 млн долларов на своей одежде и первым из американских дизайнеров выпустил именной парфюм. Он мечтал одеть всю Америку — и, казалось, был к этому близок. Но потерял все в одночасье. Его имя — Рой Холстон.
До 70-х к американским дизайнерам относились в лучшем случае снисходительно. Они обычно довольствовались тем, что одевали небольшую горстку местных богачек — либо по лицензии шили копии вещей своих европейских коллег (именно так был сделан знаменитый розовый костюм Джеки Кеннеди, который она надела в день убийства своего мужа). Все это изменил Холстон. Он стал первым дизайнером-суперзвездой международного масштаба, которого признали даже европейские модные снобы. Подобно Габриэль Шанель и Жанне Ланвен, свою карьеру он начал с головных уборов. Всего через 5 лет после старта он сумел поработать с самой Жаклин Кеннеди: молодой шляпник сделал шляпку-таблетку, которую она надела на церемонию инаугурации своего супруга. Еще через 8 лет он запустит собственную марку одежды — и первая же коллекция будет иметь оглушительный успех как у прессы, так и у покупателей.
Лаконичные, удобные, очень свежие и современные — вещи Холстона не были похожи ни на какие другие. Он одним из первых начал внедрять в повседневный гардероб элементы спортивной одежды (десятилетиями позже это назовут athleisure), популяризировал платья-кафтаны и создал знаменитое платье-рубашку из искусственной замши. Его вещи двигались, жили и дышали вместе с теми, кто их носил — и никогда не затмевали собой человека. Его одежда была сексуальной — но не вульгарной. Она могла открывать контуры фигуры и отдельные части тела, но никогда не переходила границ дозволенного. «Его одежда танцевала вместе с тобой!», — говорила близкая подруга и клиентка Холстона Лайза Миннелли. Именно за это его и полюбили завсегдатаи легендарного ночного клуба Studio 54: в его вещах можно было протанцевать буквально всю ночь напролет — и выглядеть при этом потрясающе. Они будто были созданы специально для этого.
Поворотным моментом и для Холстона, и для американской моды в целом стала «Битва за Версаль» 1973-го — совместный показ французских и американских дизайнеров в залах Версальского дворца. Французы хотели доказать, что они все еще господствуют в моде, а американцы — что с ними теперь тоже придется считаться. Негласно выиграли вторые — не без помощи Холстона. Он превратил свою часть дефиле в настоящее шоу с акробатами, танцами и поющей Лайзой Миннелли, которая тогда только-только получила «Оскар» за роль в мюзикле «Кабаре». Европейская публика увидела нечто новое, свежее и удивительное. Модели двигались свободно, раскованно и с достоинством. Но главное — они были очень разными. Именно Холстон одним из первых начал выводить на подиум девушек с разными типами фигур и разным цветом кожи — в то время это еще было немыслимым. Американцы выглядели просто глотком свежего воздуха на фоне старорежимных французов с их традиционным салонным дефиле. С тех пор на модной карте мира появилась еще одна важная точка — Нью-Йорк.
С этого момента все успехи Холстона росли в геометрической прогрессии. Он крайне выгодно продал свой бренд крупным инвесторам, сохранив за собой полное креативное руководство — и получив, таким образом, неограниченную финансовую поддержку. Он запустил именной парфюм (к 1977-му одни только ароматы принесли ему $85 млн долларов прибыли), мужскую линию, линию багажа и даже — товаров для дома. Он разработал униформу для сотрудников авиакомпании Braniff Airways и одел американскую олимпийскую сборную, нью-йоркских полицейских и герл-скаутов. Казалось, что предела этому нет — теперь он мечтал одеть всю Америку. Эта амбициозная идея и привела его к краху.
В 1983-м Холстон заключает договор с сетью демократичных универмагов J. C. Penney. Для них он создает линию доступной одежды, которая продается по всей стране. Сделка принесла миллиард долларов — такой оказалась цена потерянной репутации. Сегодня коллаборации между люксовыми дизайнерами и магазинами масс-маркета — обычное дело. В 80-х же это была черта, которую нельзя переступать. Заступив на территорию доступной моды, бренд Halston моментально перестал быть роскошным и желанным. Мир моды отреагировал жестко — от сотрудничества с Холстоном один за другим отказывались все крупные универмаги и бутики. Нарастали проблемы и внутри самого бренда: дизайнер бесконечно конфликтовал с собственными инвесторами и персоналом, а алкоголь, наркотики и разгульный образ жизни постепенно подкашивали его здоровье. Настоящим ударом для дизайнера стало то, что он заразился ВИЧ — тогда он принял решение оставить все и переехал в Сан-Франциско, где о нем заботились члены его семьи.
Самый популярный дизайнер Америки ушел из жизни в 1990-м году — тогда же закрылась и его линия одежды, над которой он уже давно не работал. Впоследствии не раз предпринимались попытки возродить бренд Halston — в том числе силами Сары Джессики Паркер и скандально известного кинопродюсера Харви Вайнштейна. Но все они были безуспешными — воссоздать магию Холстона до сих пор не удалось никому. Зато он навсегда вошел в историю как пионер американской моды — и вдохновил целые поколения дизайнеров, включая Тома Форда, который не раз цитировал Холстона в своих коллекциях.