Как одевалась Майя Плисецкая — муза Коко Шанель, Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена
Величайшая балерина мира, икона стиля, муза Габриэль Шанель, Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена: все это — о Майе Плисецкой. Для истории моды ее личность не менее важна, чем для истории мирового балета. Ее манера одеваться была особенной даже по европейским меркам — не то что по скромным советским. А потому и равнялся на нее не только СССР, но и весь мир. Рассказываем, каким был стиль Майи Плисецкой — и почему именно она стала модной иконой для нескольких поколений людей в нашей (и не только) стране.
По аристократичным манерам и блестящему вкусу Плисецкой можно было подумать, что она родилась и провела детство в роскоши. Но все было ровно наоборот: будущая легенда балета в 13 лет осталась без родителей. Отца расстреляли как предателя родины, а мать отправили в трудовой лагерь. Воспитанием девочки занималась ее тетя Суламифь Мессерер, которая была солисткой Большого театра. Она же первой разглядела в ней талант балерины, отправила на учебу в Московское хореографическое училище и устроила в труппу Большого. В то время юная балерина могла лишь мечтать о вещах лучших французских кутюрье. Она довольствовалась либо тем, что можно купить у фарцовщиков, либо старыми вещами своей тети, которые помогали перешить и осовременить мастера костюмерной театра. Но даже из подручных средств ей удавалось собрать удивительные образы — уникальные, запоминающиеся, ни на кого не похожие. Она носила объемные вещи задолго до повальной моды на оверсайз, предпочитала небольшие каблуки высоким, широкие, расклешенные пальто неизменно сочетала с высокими сапогами (очень в духе 60-х!) а длинные блузы-туники — с узкими брюками. И научила так одеваться сначала самую большую страну в мире, а потом и весь остальной мир.
Первое знакомство великой балерины с Высокой модой случилось в 60-х. Во время гастролей в Париже легендарный танцовщик Серж Лифарь представил Плисецкую Габриэль Шанель. Мадемуазель устроила для балерины камерный показ в своем знаменитом салоне на улице Камбон. В тот день Коко была недовольно работой манекенщиц, поэтому предложила пройтись в своем костюме Плисецкой. С костюмом Майя Михайловна впредь уже не расставалась: восхищенная Шанель подарила ей его. Тогда она еще не знала, что такие подарки от самых знаменитых и влиятельных дизайнеров мира совсем скоро станут неотъемлемой частью ее жизни.
В 1971 году случилась еще одна судьбоносная встреча: на театральном фестивале в Авиньоне Майя Михайловна познакомилась с Пьером Карденом. С тех пор именно он стал ее любимым дизайнером, близким другом и постоянным творческим соратником. Карден не только одевал великую балерину, но и делал костюмы для ее постановок в Большом. Причем совершенно бескорыстно: советские власти даже отказывались указывать имя французского модельера на афишах спектаклей, но его это абсолютно не беспокоило. В следующие 30 лет он будет создавать практически весь гардероб и для Плисецкой, и для ее супруга, композитора Родиона Щедрина. Сама Майя Михайловна не раз будет говорить, что носит исключительно Pierre Cardin. Впрочем, справедливости ради, она все-таки преувеличивала.
Дружеские отношения связывали ее и с Ивом Сен-Лораном. В 1973 году кутюрье создал костюм для партии Плисецкой в постановке Ролана Пети Roland Petit Ballet. Балерина танцевала в части под названием «Гибель розы» — а кутюрье одел ее в полупрозрачное летящее платье из нежно-розового шифона. Сен-Лоран оказался так восхищен танцовщицей, что впоследствии называл ее своей музой и создавал для нее образы, которые она носила уже не только на сцене, но и в реальной жизни. Разделяли его восхищение и американец Рой Холстон, и культовые модные фотографы того времени: Ричард Аведон, Сесил Битон и Ирвин Пенн, которые еще в советские времена снимали свою музу для лучшего западного глянца. Так Майе Михайловне удалось войти в историю не только театра, но еще и моды — и остаться в ней навсегда.