От работы на фабрике до съемки Vogue: биография «русской Твигги» Галины Миловской
- Имя: Галина Миловская-Диссертин
- Дата рождения: 29 августа 1946
- Возраст: 76 лет
- Страна и город рождения: Москва, СССР
- Где живет сейчас: Париж, Франция
- Рост: 170 см
- Семейное положение: Замужем, есть дочь Анна
- Род деятельности: Модель, режиссер
Сегодня 76-летняя Галина Миловская предпочитает, чтобы ее называли Галей — за рубежом сокращенное имя воспринимается локальной публикой гораздо легче. Однако именно по-детски наивно распахнутые голубые глаза и белокурые локоны еще совсем юной Гали покорили мировую моду. В отличие от многих коллег по цеху, ей удалось практически невозможное: заполучить покровительство влиятельнейших игроков индустрии, сбежать из СССР и построить на Западе успешную модельную карьеру. Рассказываем, какой же ценой.
Галина Ананкина родилась в послевоенной Москве и детство провела в университетской районе Бауманской. В семье было четверо детей: брат Галины погиб во время одной из бомбежек во время Великой Отечественной, девочка росла вместе с двумя старшими сестрами. Когда Гале было 13, умер ее отец — и матери пришлось взять заботу о трех девочках на себя, при этом один раз она чуть не лишилась жизни во время взрыва на химзаводе. Чтобы поддерживать родных, после 8 класса Галя также пошла работать на фабрику, совмещая основную занятость с вечерней школы. Полученный таким образом аттестат об окончании десятилетки, а также трудолюбие и настойчивость позволили ей поступить в престижный Щукинское театральное училище — с первого раза!
В институте Галя и знакомится с миром моделинга. Разумеется, тогда об этом западном термине даже не знали. Манекенщиц называли «демонстраторами одежды», а платили им в разы меньше, чем рядовым слесарям. Тем не менее, это была хорошая подработка. Галю взяли в штат Виалегпрома — Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды. Там она смогла выделиться на фоне коллег благодаря необычным внешности и параметрам (при росте 170 см она весила всего 42 кг) и поставленной в «Щуке» походке. Моделей учить было не принято, поэтому навык, полученный в институте, очень девушке пригодился. «Галка была очень живая, очень легкая и успешная. Она была молодая, она была худенькая и красивая. Когда она появилась, все девчонки как бы ушли во второй ряд», — говорил о Гале Вячеслав Зайцев. Каждый месяц девушка получала зарплату и даже гонорары за показы — однако главным плюсом работы была возможность вращаться в кругах столичной интеллигенции. Вопреки всеобщему мнению, модельеры в СССР были — но их работы не находили признания и спроса на родине, а сотрудничать с западными коллегами было накладно. Сама Миловская вспоминала, что в те годы была окружена людьми огромного таланта, и изредка их шедевры представляли публике на закрытых показах для советской элиты. Кроме того, положение известной манекенщицы означало статусных поклонников. Первым мужем нашей героини стал адвокат Сергей Миловский, фигура в своих кругах значительная. Из мира драповых пальто Галя перенеслась в дорогие рестораны и стала вести не по-советски богемный образ жизни. Продолжая при этом строить карьеру.
Дебютной ролью Миловской в кино стала продавщица в комедии «13 поручений», затем она появилась в фильме Бориса Григорьева «Пароль не нужен». Актерская карьера кончилась, не успев начаться: после второго курса Галя уходит из «Щуки». По одной из версий, пожилые преподаватели увидели ее на одном из показов Виалегпрома в купальнике и были возмущены поведением студентки. Вероятно, Миловская расстраивалась и переживала недолго. В сентябре 1967 года в «Лужниках» и в Сокольниках прошло сенсационное шоу западных дизайнеров. Девушка, будучи уже известной манекенщицей в своей стране, открывала показ американской моды. Тогда она и была замечена западным фэшн-миром и получила прозвище Russian Twiggy. На «русскую Твигги» посыпались предложения о работе со всех концов света.
Американский Vogue снарядил в страну советов целую экспедицию для съемки Миловской, возглавил которую фотограф Арно де Роне — бывший ассистент Ричарда Аведона. Именно он стал автором прославивших 20-летнюю красавицу кадров — и почти стоивших ей жизни на родине. За снимок, на котором Галя сидит спиной к Кремлю, ее вызвали на ковер — но обошлось, за девушку вступилось начальство. Вскоре последовал другой скандал, из-за которого Галя все же покинула СССР.
Ее другом в те времена был авангардный художник Анатолий Брусиловский, обустроивший у себя дома недалеко от Покровки настоящий храм московской богемы. В гостях у него бывали Илья Кабаков, Сергей Параджанов и Эдуард Лимонов — бывала и Галя. В один из вечеров у Брусиловского произошел удивительный сеанс боди-арта. Миловская, разрисованная с ног до головы цветами и укутанная в полупрозрачные тоги, позировала итальянскому фотографу из агентства Magnum Кайо Марио Гаррубба. Событие так бы и осталось воспоминанием свидетелей, если бы фото не купил журнал Espresso. Более того, один из снимков редакция поместила на обложку, где поверх Галиного изображения красовался вынос: «Над прахом Сталина». Внутри выпуска был отрывок из последнего произведения Твардовского «По праву памяти», запрещенного в СССР.
Потрясения сыпались одно за другим: вскоре умер муж Гали, она осталась одна и не могла больше сотрудничать с западными изданиями. Помочь вызвался Брусиловский: он разыскал в Израиле женщину, которая согласилась претвориться второй женой Галиного отца. Так модель получила документы на выезд, и правительство ей не препятствовало. При этом параллельно вывезти девушку из СССР пыталась основательница Ford Models Эйлин Форд — она даже писала официальные приглашения от имени президента США.
Когда Галя все же оказалась в Европе, Форд стала ее агентом. Она появилась на обложке британского Vogue, обзавелась новым кругом общения. А в 1975 году в Париже состоялась судьбоносная встреча с будущим — уже вторым — мужем. Роман с финансистом Жан-Полем Дессертином был стремительным, но оттого не менее продолжительным. Пара быстро поженилась и счастливо осталась жить в Париже. У Гали родилась дочь Анна, отказавшая в работе самой Эйлин Форд и выбравшая собственный путь. Девушка стала антропологом и этнографом.
Сама Миловская, а ныне Миловская-Диссертин, оставила модельную карьеру и поступила Сорбонну на факультет кинематографии и аудиовизуального искусства, где училась у самого Эрика Ромера. Начав с короткого метра, она остановила свой выбор на документальном жанре. Фильм «Ce Fou de Peuple Russe» («Эти безумные русские») о русских художниках, эмигрировавших во Францию, был показан на Венецианском кинофестивале в 1985 году. Миловской посчастливилось еще не раз побывать на родине, но она осталась с семьей в Париже. Сегодня она живет в Марэ, и ее дом наполнен произведениями искусства, в том числе и напоминающими о России.