Феномен Джейн Биркин: как английская актриса смогла стать «эталонной парижанкой»
Сегодня на 76 году жизни скончалась Джейн Биркин. Именно ее образ лег в основу всех клише об «эталонных парижанках» — тех самых, что уже с утра просыпаются с идеально небрежной укладкой, носят рубашки бойфренда с безупречно сидящими джинсами и очень кинематографично курят. Редактор моды The Symbol Антон Гулевский пытается понять, в чем же состоит феномен Джейн Биркин — английской актрисы, которая сумела стать национальной гордостью Франции и прообразом той самой «истинной парижанки», которой все до сих пор стремятся подражать.
Муза
Начнем с очевидного: во многом восхождению Биркин к статусу суперзвезды во Франции помог ее громкий роман с Сержем Генсбуром. Сама она любит говорить, что их отношения были гораздо более «обычными», чем все думают, но мы-то знаем: это ложная скромность. Серж и Джейн были it-парой задолго до Дженнифер Энистон и Брэда Питта или Джей Ло и Бена Аффлека. За каждым их шагом следовали неутомимые папарацци, а их появление на публике буквально сводило окружающих с ума. Каждый раз они давали репортерам газет и просто сплетникам пищу для обсуждений: то Биркин выберет абсолютно прозрачное платье («Я не знала, что оно так просвечивает. Если бы знала, не стала бы надевать белье», — вспоминает актриса в интервью французскому Vogue), то они с Сержем запишут провокационный дуэт (культовую песню «Je t'aime... moi non plus» даже осудил за откровенность Папа Римский). И хотя Генсбур действительно многое сделал для своей музы, было бы ошибочно думать, что она не отвечала ему тем же. Биркин с ее безупречным вкусом как никто другой повлияла на его стиль. «Это все моя заслуга, он очень ко мне прислушивался», — вспоминает звезда. По ее словам, именно с ее подачи Серж отпустил небрежную щетину, начал носить украшения и... перестал надевать нижнее белье под джинсы («Я нахожу обнаженное тело под джинсами очень эротичным. И я сказала ему об этом»).
Яркая индивидуальность
Еще одно качество, которое помогло Биркин быстро стать популярной во Франции — ее яркая индивидуальность. Она не была похожа ни на одну из популярных французских актрис — и это завораживало режиссеров и зрителей. В ней все было необычным, особенным: ее акцент («Французам я казалась забавной — во многом из-за моего акцента и ошибок в речи», — вспоминает Джейн). Ее по-детски наивный взгляд, ее бунтарское поведение, ее манера одеваться. Это сегодня мы знаем француженок как эталон выверенной небрежности и любительниц смелых решений — но в 60-е и 70-е все было иначе. «Француженки в то время были очень холеными и ухоженными. Конечно, была Франсуаза Арди в ее металлическом платье Paco Rabanne, но она носила его до колен. Мне же пришлось его укоротить, чтобы оно выглядело как длинная футболка», — говорит актриса. В общем, она была очень ярким явлением для Франции. И то, что ей станут массово подражать, оказалось лишь вопросом времени.
Безупречный вкус
Разумеется, помог Джейн и ее отличный вкус. Несмотря на любовь к весьма смелым решениям, ее никогда не покидало чувство меры. Она всегда знала, когда нужно остановиться в своем эпатаже. И еще лучше помнила один из заветов Габриэль Шанель: «Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться». Что она и делала: к сорока годам сменила прозрачные платья и кокетливые мини на мужские рубашки agnès b, объемные брюки и кроссовки без шнурков, а длинные волосы с густой челкой — на короткую стрижку. «В какой-то момент нужно перестать носить женственные платья. Они старят. Это как с макияжем: нужно уметь вовремя перестать экспериментировать с накладными ресницами. Иначе ты начинаешь выглядеть пугающе», — говорит она. Пожалуй, именно в этом умении чувствовать дух времени и меняться в соответствии с ним и есть ее секрет. То самое «Je ne sais quoi» (франц. «Не знаю что такое» — прим. ред.), которое так легко уловить, но так тяжело передать словами.