Эффект «Барбареллы»: как наивный фильм о космической супергероине изменил историю моды
Когда в 1968 году на экраны вышла «Барбарелла», никто и не думал, что она станет одной из самых знаковых картин в истории кино. В родной Франции наивная эротическая комедия о красавице, спасающей Вселенную от оружия массового поражения (звучит пугающе актуально), вообще осталась практически незамеченной. Ни зрители, ни критики фильм по мотивам одноименных комиксов не оценили: цифры проката были удручающими, в отзывы журналистов — в лучшем случае снисходительными, а то и вовсе откровенно издевательскими. А вот за рубежом фантастическую историю оценили по достоинству. Режиссер Роже Вадим вспоминал: «Лишь после проката за границей мы смогли оценить размер успеха. Фильм стал там событием. "Барбарелла" на много лет упредила своё время и вошла в то число картин, которые не пропадают с экрана через несколько месяцев проката». Более того: лента оказалась знаковой не только для истории кино, но и для моды, навсегда изменив ее направление.
Это заслуга двух людей: художника по костюмам Жака Фонтерея и дизайнера Пако Рабанна, которые одевали главную героиню в исполнении Джейн Фонды. Ее костюмы — настоящий гид по стилю 60-х со всеми его отличительными чертами. Футуризм, мини, высокие сапоги, неприкрытая сексуальность, металл и очень много блеска — вот то, из чего состоит гардероб Барбареллы (а это именно гардероба: за время действия фильма она меняет образы целых 20 раз!). Дополняют все луки пышная укладка с начесом и яркий кукольный макияж — еще один верные приметы стиля эпохи. Космическая гонка, вторая волна феминизма и сексуальная революция навсегда изменили общество — и мода того времени это как нельзя лучше отражала. Стараниями Пьера Кардена, Андре Куррежа и Пако Рабанна в женском гардеробе появились мини-юбки, удобные сапоги go-go, платья-трапеции и необычные материалы вроде винила, ПВХ и даже металлических пластин. И если Карден и Курреж все же старались адаптировать свои фантазии под нужды реальных женщин, то Рабанн компромиссов не искал: его видение было важнее всего. Так что лучшей кандидатуры для создания костюмов для кино, чем он с его платьями-кольчугами из пластика и металла, было не придумать. Собственно, весь гардероб Барбареллы стал адаптацией вещей из его собственных коллекций. Финальный лук главной героини — зеленое мини-платье с сияющими пластинаами из пластика — и вовсе стал своего рода квинтэссенцией всех идей дизайнера-футуриста. Именно этот образ, к слову, стал самым сексуальным в кино 60-х по версии издания Film Review.
На выходе получилась эдакая лебединая песня 60-х, последняя яркая вспышка стиля «космической эпохи». Всего через пару лет на место всему этому космосу и хай-теку придут расслабленные и богемные 70-е с джинсами-клеш, юбками-миди, элементами мужской одежды в женском гардеробе и стилем «диско». Но эпоха ушла, а стиль «Барбареллы» продолжил жить в многочисленных отсылках и аллюзиях — от откровенных пародий до вполне уважительных оммажей. Образ сексапильной путешественницы по космосу в сапогах на плоском ходу и сияющем боди из металлизированной ткани оказался на удивление популярным: его используют и поп-звезды, и режиссеры, и дизайнеры. Чаще всего в любви к фильму расписывался Жан-Поль Готье. Enfant terrible французской моды признавался, что костюмы для «Пятого элемента» Люка Бессона создавал под впечатлением от «Барбареллы» — по образам Лилу в исполнении Миллы Йовович это особенно заметно. На этом Готье не остановился: Барбарелле он посвятил еще и металлический корсет с бежевой шубой из своей кутюрной коллекции осень-зима 2008.
Элементы образа Барбареллы использовали в своих коллекциях и Джереми Скотт, и сестры Малливи из Rodarte, и даже, как ни странно, Раф Симонс в Dior. Наивной путешественнице по космосу с широко распахнутыми кукольными глазами и очень сомнительной моралью (за помощь героев-мужчин она обычно благодарила сексом) удалось стать символом эпохи и оказать влияние на целые поколения креаторов. И это несмотря на то, что сразу после премьеры над фильмом откровенно посмеивались все, кому не лень. Прав оказался лишь сам режиссер Роже Вадим, который убедил Джейн Фонду взяться за роль, от которой уже отказались Софи Лорен и Брижит Бардо, словами «комиксы — это будущее европейской культуры!». Как в воду глядел.