Девушка с обложки: как Робин Рианне Фенти удалось создать beauty- и fashion-империю
Первая встреча с суперзвездой – дело нервное: никогда не знаешь, чего ожидать. Так что, даже глядя на успокаивающую гладь Гудзона с крыши манхэттенской фотостудии, где мы должны были снимать Рианну, я сильно переживала. И вот раздался звонок лифта, открылись двери – и вошла она.
На дворе стоял 2007 год, я работала младшим редактором отдела красоты, а Рианна только что выпустила свой третий мегауспешный альбом Good Girl Gone Bad и была самой популярной певицей в мире. Но я увидела не диву, а молодую женщину, каких миллион в нью-йоркском метро в час пик: в безразмерном худи, джинсах, вязаной шапочке и в сопровождении двух барбадосских подружек. Она пожала руку и улыбнулась каждому члену съемочной команды. А потом развернулась ко мне – тут я отложила блокнот, ожидая такого же приветствия, – сделала шаг вперед и обняла меня со словами: «Ну здравствуй, я Робин». И в ту же секунду стало понятно, что за человек скрывается под маской суперкрутой супербогатой суперзвезды. Робин Рианна Фенти была настоящей – не притворно, а честно настоящей. Простой черной девчонкой, которая не заигралась в свой статус настолько, чтобы не распознать такую же черную девчонку, как она сама.
Несмотря на всю славу, Рианна каким-то непостижимым образом всегда оставалась «своей» – но только для своих, разумеется. И каждый из нас это отлично чувствовал. Ее положение мировой знаменитости с десятками миллионов подписчиков в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), несомненно, помогало ей двигаться вперед там, где другие встречают непреодолимые препятствия. Но она никогда не прятала голову в песок и не упускала возможности донести правду до власть имущих, используя все доступные средства. В 2018-м она отказалась от выгодного предложения выступить на Супербоуле из солидарности с квотербеком Колином Каперником, который был фактически выкинут из Национальной футбольной лиги после того, как в знак протеста против системного расизма и полицейского произвола встал на колени во время исполнения американского гимна. Принимая в феврале 2020-го награду NAACP (Национальная ассоциация со- действия прогрессу цветного населения. – Прим. HB), Рианна призвала людей всех рас выступить на стороне справедливости и «вписаться» за тех, кто подвергается дискриминации. Этой весной, когда коронавирус больно ударил по населению США – и особенно по афроамериканскому комьюнити, – некоммерческая организация Clara Lionel Foundation (основанная певицей в 2012 году и названная в честь ее недавно ушедшей бабушки Клары Брейтвейт и 91-летнего дедушки Лайонела Брейтвейта) собрала более 36 миллионов долларов на борьбу с катастрофическими последствиями пандемии. И именно Рианна в числе первых знаменитостей отреагировала на смерть Джорджа Флойда от рук полицейского. «Если предумышленное УБИЙСТВО – это справедливое наказание за "наркотики" или "сопротивление при аресте", то каким должно быть наказание за УБИЙСТВО???!» – написала она в своем инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).
За 13 лет, что прошли с момента нашего знакомства, Рианна не только укрепила свои позиции в музыкальной индустрии, но и построила настоящую beauty- и fashion-империю. В нее входит марка косметики Fenty Beauty, модный бренд Fenty, созданный в партнерстве с LVMH и базирующийся в Париже, коллекция белья Savage х Fenty и долгожданная уходовая линейка Fenty Skin, которую певица выпустила в июле.
Феноменальный успех в нескольких областях одновременно – удел совсем небольшого числа людей, и среди них, вы удивитесь, почти нет темнокожих женщин. Серьезно, попробуйте вспомнить кого-нибудь, кроме Опры! Даже если сможете, список будет коротким и Рианна по праву займет в нем одно из первых мест. Достижение тем более впечатляющее, что в процессе она ни на секунду не по- жертвовала своей идентичностью. Ее бескомпромиссная уверенность в себе и гордость своими афро-гайанско-барбадосскими корнями видна в каждом продукте, каждом рекламном имидже и практически в каждом названии оттенка (вспомним хотя бы под- водку для глаз Cuz I’m Black). И именно поэтому я ничуть не удивилась тому, как выстрелил бренд Fenty Beauty сразу после запуска в 2017-м. По данным Forbes, всего за шесть недель его доходы составили 100 миллионов долларов, а к концу первого года достигли 550 миллионов. Создав коллекцию макияжа, которая учитывала потребности девушек всех рас, Рианна спровоцировала титанический сдвиг в индустрии, исторически ориентированной на белых женщин. В ассортименте Fenty Beauty с самого начала было 40 оттенков тональных основ – в два раза больше, чем у других производителей косметики. (С тех пор благодаря так называемому эффекту Fenty эта цифра стала нормой для новых запусков.)
И все же главная причина триумфа кроется не в конкретных продуктах. Конечно, важно дать темнокожим девушкам подходящий тональник, но еще важнее донести послание: я вижу тебя, даже когда никто больше не замечает. «Непоколебимая уверенность Рианны в том, что красота должна быть доступна всем, изменила игру, – говорит актриса Трейси Эллис Росс, которая сама недавно запустила бренд косметики для кудрявых волос Pattern. – Она как будто прислала нам приглашение в мир без границ и стереотипов». Тот же трюк певица провернула и с Fenty Skin. После двух лет разработок она представила линию из трех многофункциональных продуктов: универсального очищающего средства, тоника-сыворотки и увлажняющего крема с SPF. «Я всегда воспринимала Fenty не просто как бренд декоративной косметики. Я хотела дойти до истоков, до ухода за кожей, – объясняет Рианна. – Мне нужно было все сделать правильно, пожить с этими формулами, тщательно их протестировать. Поэтому процесс немного затянулся».
Что же до макияжа, то интерес к нему у будущей звезды возник еще в детстве. В 2007-м, во время нашей беседы за жареным рисом из соседнего ресторанчика, Рианна рассказала историю своей мамы, которая работала в универмаге вроде Sephora: «Она очень много знала о духах, косметике и всем таком. Но мне никогда не разрешала краситься, хотя я очень хотела попробовать. Так что стоило ей выйти из дома, я тут же начинала играть с ее баночками и тюбиками». Рианна рано поняла, что между красотой и внешностью нет знака равенства: твои поиски, твоя личность и то, как ты себя воспринимаешь, не менее важно, чем черты лица или тип фигуры. И теперь через маленький мир beauty-индустрии она влияет на большой мир вокруг – мир, в котором живут не только высокие блондинки нулевого размера, но и полные смуглые брюнетки со своими представления- ми о силе, успехе и, да, красоте. Рианна открыла двери для женщин всех рас, размеров, ориентаций и убеждений, дала им возможность быть услышанными и увиденными. И речь не просто о рабочей схеме для удачной капитализации, а о реальности, которую она постоянно создает вокруг себя. Почему я в этом уверена? Да потому, что искренние убеждения сымитировать так же сложно, как и искренние приветственные объятия. Тут уж никакой консилер не поможет.
Фото: ГРЕЙ СОРРЕНТИ (GRAY SORRENTI)
Стиль: ДЖЕН БРИЛЛ (JEN BRILL)
Текст: КАЛАНА БАРФИЛД БРАУН (KAHLANA BARFIEL DBROWN)
АРТ-ДИРЕКТОР: OLIVER SHAW; ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР: SHELBY BEAMON; БУКЕР: CHRISTOPHER BARTLEY; ПРИЧЕСКИ: URSULA STEPHEN; МАКИЯЖ: PRISCILLA ONO, FENTY BEAUTY GLOBAL MAKEUP ARTIST; МАНИКЮР: KIMMIE KYEES; ПРОДЮСЕР НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ: GABE HILL FOR GE PROJECTS; ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА: DALE GOLD; СЕТ-ДИЗАЙНЕР: SPENCER VROOMAN; ПОРТНОЙ: JIM TANNER; АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА: SASHA BAR-TUR; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: JARED ZAGHA; ПЕЧАТЬ: ARC LAB LTD. ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ RON HARTLEBEN И JAHLEEL WEAVER.