Что стало с советскими актерами, которые сбежали в Голливуд
Российское кино за последние годы сделало огромный скачок: ежегодно отечественные картины гремят на престижных международных фестивалях, а их актеры регулярно получают роли и общественное признание как в Европе, так и за океаном. Однако до 1991 года по понятным причинам таких историй были единицы. Рассказываем о четверке советских артистов, которые пытались построить карьеру в Голливуде, а также о том, кому из них это удалось.
Виктория Федорова
Жизнь Федоровой сама по себе заслуживает экранизации. Виктория — дочь актрисы Зои Федоровой («Подруги», «Свадьба») и американского дипломата Джексона Тейта. Советская звезда и будущий контр-адмирал ВМС США познакомилась в 1945 году, а к январю1946 Тейт по принуждению правительства СССР покинул страну, так и не узнав о рождении дочери. Вскоре Зоя была арестована и приговорена к лагерям, и до 1955 года Виктория жила с тетей на севере Казахстана. Кинодебют Федоровой состоялся в 1962 году: она исполнила роль Тани в фильме Виталия Аксенова «Возвращенная музыка». Зритель и критики сразу обратили внимание на юную артистку, ее аристократическую внешность и всегда печальный взгляд.
В США актриса попала уже снискав славу на родине. В 1975 году она прилетела в Штаты, чтобы наконец-то встретиться с отцом. Визит российской артистки широко освещался в американской прессе. Тогда же Федорова познакомилась с первым мужем, пилотом Pan American Фредериком Поуи. Еще спустя три года Виктория приняла гражданство США. Она работала моделью и периодически снималась в полнометражных картинах и сериалах. В числе ее работ — «Дневник Юлии» (1980) о диссидентской писательнице Юлии Вознесенской, популярный сериал ABC «Секретный агент Макгайвер» и фильм «Мишень» (1985) оскароносного Артура Пенна.
Александр Годунов
Солист Большого театра и участник ансамбля Игоря Моисеева родился на Сахалине, а детство и юность провел в Риге. Путешествий и драм в его жизни всегда было много: все началось с самовольного отъезда в Москву после распределения в Латвийский театр оперы и балета. На главной сцене страны он впоследствии танцевал в «Спартаке», «Весне священной», а также в «Анне Карениной» в постановке Майи Плисецкой на музыку Родиона Щедрина.
Во время гастролей в Нью-Йорке в 1979 году Годунов попросил у властей США политического убежища. До сих пор неизвестно, планировала ли остаться с ним его жена, балерина Людмила Власова. Артистка утверждала, что намеревалась вернуться в Москву к семье, но новость о побеге из Нью-Йорка Годунова так всколыхнула общественность и обострила отношения между СССР и США, что ее самолет ждал вылета целых три дня до окончания разбирательства. Впрочем, американская сторона не была уверена, что артистке не угрожали и она честно выражала свою позицию.
Годунов, оставшийся в США, успешно продолжил карьеру в Американском театре балета, много гастролировал, брал уроки актерского мастерства в престижной Джульярдской школе и преподавал сам. В середине 80-х он ушел из балета и посвятил себя кино. Самой известной его картиной стал боевик «Крепкий орешек» 1988 года и комедия «Норт» Роба Райнера с Брюсом Уиллисом и юным Элайджей Вудом.
Елена Соловей
Пик славы Елены Соловей пришелся на 1970-е. Именно тогда вышли «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни Обломова» — настоящая классика молодого Никиты Михалкова. Главные роли в киноадаптациях Чехова и Гончарова, а также вольный байопик о Вере Холодной сделали из Соловей всенародную звезду. К слову, в 1970 вместе с Викторией Федоровой она также снялась у Михаила Богина в «О любви».
Эмиграция Соловей пришлась на годы перестройки. И хотя в США она занималась в основном русскоязычными проектами или преподавала, в ее фильмографии появился культовый сериал «Клан Сопрано».
Олег Видов
Путь Олега Видова на большой экран не был простым, а успех — молниеносным. До учебы во ВГИКе и знаковых ролей в «Джентльменах удачи» и «Сказке о царе Салтане» Видов хотел стать врачом, а в подростковом возрасте даже работал на стройке Останкинской телебашни. Его дорога в США лежала сперва через Югославию, а затем Италию. В Риме он, благодаря актеру Ричарду Харрисону, познакомился со своей будущей женой, американской журналисткой Джоан Борстин. Получив визу, он во второй половине 80-х уехал в Голливуд, а в 1989 последовал первый громкий проект: фильм «Дикая орхидея» с Микки Рурком.
Главным же делом жизни актера после эмиграции стала популяризация картин «Союзмультфильма». Вместе с супругой он основал компанию Films by Jove и получил лицензию на прокат мультфильмов студии. Для англоязычных зрителей их озвучивали ведущие актеры: Джессика Лэнг, Тимоти Далтон и Джон Хьюстон.