Что нужно знать об активистке Ходе Хамош из рейтинга Times 100, которая борется за права женщин в Афганистане
После публикации этой весной нового рейтинга «100 самых влиятельных людей мира» в журнале Times мир обсуждал уже хорошо знаковые имена: Зендаю и Адель. Тем не менее, в категории «Иконы» в этом году дебютировала девушка, чья работа далека от света софитов, но заслуживает признания широкой общественности. Хода Хамош — журналистка и активистка из Афганистана, которая была вынуждена бежать из родной страны, но продолжает использовать свой голос, вступаясь за соотечественниц. Рассказываем, что нужно знать о девушке, в контексте актуальных политических событий.
Хамош родилась в 1996 году – в год, когда «Талибан» (движение признано в РФ террористической организацией и запрещено) впервые захватил власть в стране. Она принадлежит к тому поколению, выросшее в мирные, свободные годы, а потому особенно остро восприняло откат назад. Когда Хода была маленькой, ее семья вернулась из Ирана на родину в Афганистан и поселилась в провинции недалеко от Кабула. Свою карьеру девушка начала с журналистских стажировок, затем работала на радио и было автором ежедневной газеты Mandegar.
На конец 90-х пришлись, пожалуй, самые суровые ограничения для афганок. Религиозная полиция отказала им в образовании, запрещала работать, покидать дом без бурки (одежда, закрывающая не только тело, но и лицо) и без сопровождения мужа или родственника мужского пола. Главная проблема касалась здравоохранения. К этому моменту школы и больницы в Афганистане были общими, и введённые запреты вступали в конфликт с банальной необходимостью получить медицинскую помощь. Если врач-мужчина (а их большинство) не может находиться наедине с непокрытой женщиной и прикасаться к ней, то пациентка по факту лишается доступа к медицине. При этом на всю страну имелась лишь одна женская больница. За свободные двадцать лет женщины стали принимать активное участие в общественной и политической жизни страны: в 2021 году Хода Хамош запустила кампанию «Менструация — не табу», в рамках которой читала в школах лекции о женском здоровье, причем среди ее слушателей были и мальчики.
После захвата Кабула в прошлом августе правительство талибов не раз подчеркивало, что будет придерживаться куда более мягкой политики в отношении женщин и обещало оставить те права возможности, что жительницы Афганистана отвоевали себе за прошедшие 20 лет. Те, кто помнил 90-е, не верили громким заявлениям — и оказались правы. Вернулись ограничения передвижения: женщинам запрещено самостоятельно удаляться от дома на расстояние больше 72 км. Несмотря на то, что женщины продолжают работать в сфере образования и здравоохранения, многие сообщают, что компании заставляют диктовать сотрудницам, работающим с мужчинами, правила их внешнего вида, а в ноябре было выпущено официальное постановление, согласно которому репортеры и ведущие должны обязательно носить в кадре хиджаб. Вновь «временно» девочкам запретили ходить в школы — до тех пор, пока правительство не разработает способы их сегрегации от мужского населения или не откроет отдельные учебные заведения. К слову, буквально за несколько месяцев жизни с новым правительством резко снизилась доступность современных средств гигиены.
Однако двадцать лет спустя женщины оказались готовы отстаивать свою свободу. Группу самых смелых из них и возглавила Хамош. «Я принимала активное участие во всех последних демонстрациях, — рассказала девушка Geneva Solutions, — но мы быстро поняли, что Талибан вычисляет всех протестующих». Боясь преследования, она уехала в деревню и по возвращении в Кабул обнаружила дома характерный беспорядок. Шансом на безопасный протест стало приглашение в Осло на встречу с представителями «Талибана». Всего в Норвегию приехали 6 афганских активисток, которые выдвинули свои требования, в первую очередь — освободить из заключения своих соотечественниц: «Я чувствую их боль за тысячи километров <...> Немедленно возьмите телефон, позвоните в Кабул и прикажите отпустить наших девочек», — но делегация во главе с действующим министром иностранных дел аресты отрицала.