«Маленькая Вера»: биография Верушки — графини, которая стала модной иконой 60-х
- Имя: Вера Готлибе Анна фон Лендорф
- Дата рождения: 14 мая 1939
- Знак зодиака: Телец
- Возраст: 83 года
- Место рождения: Кенигсберг
- Где живет сейчас: Нью-Йорк, Берлин
- Рост: 1,9 м
- Цвет глаз: Серо-голубые
«Это ведь по-русски значит "маленькая Вера", да? Я решила стать русской. Подумала, что это смешно – быть длинной и называться маленькой», — рассказывала Верушка, уже будучи мировой знаменитостью. Однако для близких она была просто Верой, несмотря на полученный при рождении статус графини.
Девочка родилась в канун Второй мировой в семейном поместье в Восточной Пруссии, расположенном неподалеку от гитлеровского штаба «Волчье логово». Отец Веры, граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт, вступил в движение Сопротивления и участвовал в провалившемся заговоре против Гитлера 1944 года. Буквально за неделю до покушения от отправил семью в Германию — а сам вскоре был задержан и казнен. При жизни он делал все, чтобы оградить детей от мрачных событий внешнего мира, и был душой компании.
С его смертью жизнь Веры кардинально изменилась: у фон Лендорфов конфисковали все имущество и отправили в концентрационный лагерь. Девочке пришлось сменить 13 школ: скромной и скованной, это не прибавило ей уверенности в себе. Общению со сверстниками она предпочитала уединенные прогулки на природе. До 14 лет она всерьез задумывалась о карьере танцовщицы, но уже в подростковом возрасте ее рост достиг 184 см — это были совсем не балетные параметры.
В юности Вера страстно увлеклась искусством и сперва поступила в художественную школу в Гамбурге, а затем уехала во Флоренцию. Там ее заметил фотограф Уго Мулас, а вскоре в Париже она познакомилась с легендарной Эйлин Форд — основательницей Ford Models. Та посоветовала Вере приехать в Нью-Йорк. Девушка последовала совету, но по приезде в США поняла, что Форд... ее не помнит. Тогда Лендорф поняла, что надо создать себе незабываемый образ, и начала с псевдонима: Верушка. На самом деле, русских корней молодая графиня не имела, зато необычное имя подчеркивало ее экзотическую красоту. Вероятно, она хорошо запомнила слова Форд: «В Америке любят высоких блондинок».
Во второй приезд в США о Верхушке уже знали все. Ее легенда включала загадочную ауру, неизменный total-black (который тогда еще не стал модной униформой), меланхоличный взгляд, небрежную интонацию и славянский акцент. Она уклончиво отвечала, что «выросла на границе» и боялась прямо называть себя русской: чтобы не попасть впросак, встретив русскоговорящего. Так ей быстро удалось покорить Диану Вриланд, Ирвина Пенна и других мастодонтов индустрии, падких на все неординарное. А потом случилась роль в «фотоувеличение» Микеланджело Антониони, и о Верушке узнал не только фэшн-мир.
Тем не менее, быстро Верушке надоело быть куклой в руках фотографов и стилистов. Вместе с итальянским фотографом Франко Рубартелли она, с благословения Вриланд, колесила по свету и делала эдиториалы для Vogue в самых экзотических локациях планеты. У них не было ассистентов, визажистов и парикмахеров — чистое творчество. «Я уже тогда хотела как бы выйти из человеческого обличья. Не просто надеть или сменить одежду, но сменить кожу», — рассказывала модель в одном из недавних интервью. Модный мир ей приелся, и она с головой ушла в создание инсталляций, перформансов — особенно ей нравился боди-арт. Толчком к изучению этой практики стала съемка с Питером Бирдом в Африке. Тогда тело девушки, в отсутствие прочих материалов, пришлось раскрашивать ваксой для чистки обуви.
Поразительно, но блестящая карьера закончилась в 1975 году: говорят, причиной ухода Верушки из моды стал конфликт с главным редактором Vogue Грейс Мирабеллой, сменившей Вриланд. Вопреки слухам, состояние за эти годы она не сколотила, а за весь период модельной карьеры снялась лишь в 3-4 рекламных кампаниях. С тех пор она занимается искусством и чувствует себя в ипостаси художницы более свободной и счастливой.
Сегодня 83-летняя Вера (псевдоним-маску она оставила) живет в достаточно скромной квартире в восточной части Берлина, проводит каждый день в творчестве и заботе о любимых питомцах — она вегетарианка и обожают всякую живность. В интервью последних лет она выступала с резкой критикой современного модельного бизнеса, утверждая, что технологии убили индивидуальность и свободу самовыражения. А еще ее страшит болезненная худоба молодых моделей («Я тоже была худая в "Фотоувеличении", но это потому, что я перед съемками переболела дизентерией»). Другая болезненная для Веры тема — плагиат. Художественные находки Веры использовали в своих работах Энни Лейбовиц и даже Синди Шерман, а с Миком Джаггером Лендорф даже хотела судиться за заимствование музыкантом ее приема в одном из клипов.