Альбер Эльбаз: «Как только люди умирают, их срочно начинают идеализировать. А я совсем не верю в совершенство»
У всех, абсолютно у всех есть своя, очень личная и трогательная, история про Эльбаза. Только за пару дней, прошедших с его неожиданной смерти, мы прочли их великое множество – чтобы пересказать хоть малую часть, не хватило бы целого журнала. Но, сдается мне, самому Альберу такое бы не понравилось. Не потому, что он не ценил любовь своих друзей и поклонников, а потому, что не хотел, чтобы они слишком долго грустили. К тому же в одном из интервью The Symbol он говорил: «Как только люди умирают, их срочно начинают идеализировать. А я совсем не верю в совершенство – верю в то, что надо делать ошибки». Но тут ему беспокоиться не о чем. Совершенством его никто не называет, скорее самым человечным дизайнером в довольно бесчеловечной индустрии. Он искренне считал своей главной задачей делать женщин красивыми и защищенными, душевно общался с коллегами и не скрывал скепсиса по поводу «моды, в которой заправляют директора по маркетингу, а не художники». Его карьера действительно была не самой гладкой на свете. Сначала многолетнее ассистентство у Джеффри Бина, потом самостоятельный дебют в Guy Laroche (сейчас забавно пересмотреть эти безусловно талантливые показы, в конце которых он выходил, потряхивая буйными еще черными кудрями), затем приглашение от Пьера Берже в Yves Saint Laurent и довольно скорое увольнение («Я чувствовал себя там пасынком: вроде и часть семьи, но не совсем») и, наконец, приход в Lanvin, где Эльбаз задержался на целых 14 лет. За это время он заставил расцвести, по сути, умирающий французский Дом, воскресил рафинированный дух Жанны Ланвен и сделал так, чтобы его вещи стали желанными для самых разных клиенток – от голливудских актрис первого эшелона до ассистенток fashion-отделов. Про последних говорю со знанием дела: именно в этом статусе я купила на распродаже брюки Lanvin с поистине фантастической посадкой.
Но, несмотря на все успехи, в 2015 году он покинул свой пост «из-за непримиримых противоречий с руководством» и на долгие пять лет почти ушел из моды. «Мне требовалось время, чтобы побыть не дизайнером, а просто человеком», – объяснял Альбер. Его возвращения ждали с нетерпением. И, как продемонстрировал январский показ нового бренда AZ Factory («фабрики мечты», как он ее называл), совсем не зря.
В коллекции было все, за что обожали Эльбаза: и легкое дыхание шелковых юбок с воланами, и инклюзивность черных платьев, скроенных так, чтобы их обладательница чувствовала себя уверенной абсолютно во всем («Спасибо вселенной за новейшие высокотехнологичные ткани, они придуманы для людей, которым есть что скрывать»), и дерзкая праздничность сочных комбинезонов с принтами. И выглядела она следующей главой истории, которую мы должны были с удовольствием читать вместе с ее жизнелюбивым автором и которая внезапно оказалась открытым финалом. Поверить в то, что Эльбаза больше нет, почти невозможно. И нам остается только повторять вслед за Пьерпаоло Пиччоли: «Мы будем безумно скучать и искать утешение в его работах, полных огромного таланта, особенного видения красоты и поистине гуманистического подхода к моде».