5 главных премьер фестиваля «Территория»
10 октября в Москве начинается фестиваль-школа современного искусства «Территория». В этом году арт-дирекция, среди членов которой Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и Кирилл Серебренников, задействует более десяти площадок: спектакли, выставки и лекции пройдут в Театре Наций, Центре имени Вс. Мейерхольда, ММОМА, Центре Вознесенского и других культурных центрах Москвы. Чтобы успеть за две недели как можно больше, мы выбрали 5 главных премьер четырнадцатой «Территории», на которые стоит идти первым делом.
«Сайгон»
Когда: 10 и 11 октября
Где: Российский академический молодежный театр
Спектакль молодого режиссера Каролин Нгуен вошел в программу 71-го Авиньонского фестиваля, был трижды номинирован на престижную премию Мольера, получил приз национальной французской Ассоциации критиков (премию Жоржа Лерминье). Француженка вьетнамского происхождения Нгуен поднимает вопрос постколониальных травм на примере адаптации вьетнамских эмигрантов.
Действие происходит в небольшом парижском ресторане, сразу в двух временных пластах: в 1956 году, накануне окончательного освобождения Индокитая от французской оккупации, и в 1996-м, когда вьетнамским эмигрантам открылся путь на родину. В дешевой забегаловке герои обедают, поют, танцуют, ссорятся, любят друг друга, плачут и смеются. Болезненная для режиссера тема приобретает на сцене всеобъемлющий охват, истории отдельных персонажей сливаются в один протяжный хор, поющий о боли утраченных надежд, о жизни вдали от родины и тяготах возвращения назад.
«Косой дождь»
Когда: 14 и 15 октября
Где: Театр имени Моссовета
Пластическая зарисовка на тему вечного движения, повторяющихся жизненных циклов рождения и смерти. Герои движутся по сцене то слева направо, то справа налево: ползут, идут, бегут, падают, поднимаются, на миг останавливаются, но потом опять продолжают свой путь, ведущий из ниоткуда в никуда. Остановить этот бесконечный круговорот невозможно, а нарастающему напряжению вторят монотонный звукоряд и тревожная игра света и тени. Гильерме Ботело поет оду простому человеку, вынужденному подчиняться законам мироздания.
«Медея»
Когда: 16 и 17 октября
Где: Театриум на Серпуховке
Австралийский режиссер Саймон Стоун, один из главных возмутителей спокойствия последних лет, поставил знаменитую трагедию Еврипида «Медея» и виртуозно перенес классический сюжет в современные реалии. Медея, отомстившая мужу за измену убийством их общих детей, превратилась в этой постановке в сошедшую с ума женщину-врача, которая подожгла собственный дом. История, написанная Стоуном, основана на реальных событиях: американский врач Дебора Грин вот уже более 20 лет сидит в тюрьме за попытку отравить мужа и убийство двоих рожденных в их браке детей. Предельно простая, понятная сценография — белые стены как будто больничной палаты — выводит эту историю на какой-то вневременной уровень. Режиссер тонко балансирует между сном и явью, сочетая документальную съемку и странные видения, преследующие героиню, и при этом нисколько не снижает драматизма — неотвратимый рок классической трагедии дан во всей его мощи.
«Октавия. Трепанация»
Когда: 17–19 октября
Где: Электротеатр Станиславский
Впервые за последние 6 лет в программу «Территории» войдут два оперных спектакля, и «Октавия» современного композитора Дмитрия Курляндского, поставленная Борисом Юханановым, – один из них. Либретто оперы основано на эссе Льва Троцкого о Ленине (1924) и фрагментах приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне. Для российской премьеры создана специальная версия оперы на стыке актуальной музыки, инсталляции и театра.
«Цинк»
Когда: 23 и 24 октября
Где: Театр Наций
В основе одной из последних работ Эймунтаса Някрошюса, поставленной им в Молодежном театре Литвы, лежат книги нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» о выводе советских войск из Афганистана и «Чернобыльская молитва» о взрыве на атомной электростанции. Оба события произошли на закате советской эпохи, в период слома и важнейших перемен. Режиссер выводит на первый план фигуру автора — саму Светлану Алексиевич. Сначала она предстает в образе маленькой девочки, а затем становится зрителем. Перед ней возникают герои ее собственных книг — всю свою жизнь она скрупулезно собирала воспоминания и свидетельства матерей и жен солдат, очевидцев тех событий. «Цинк» — это спектакль о нашей общей беде, о любви и самопожертвовании, о чувстве вины, с одной стороны, и о сидящих в глубине души злобе и негодовании — с другой.