Немой Чехов и удмуртский Кафка: лучшие номинанты на «Золотую маску — 2017»
В этом году самым скандальным образом в номинанты «Золотой маски» не попали ни Кирилл Серебренников, ни Константин Богомолов. Зато география премии шире некуда — в Москву приезжают спектакли из Воронежа, Перми, Новокуйбышевска, Глазова, Шарыпово и других городов. Мы выбрали постановки, которые точно достойны внимания
«Гамлет»
Театр: Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург
Режиссер: Лев Додин
Номинации: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера», «Женская роль», «Мужская роль», «Мужская роль второго плана»
Без Льва Додина и его спектаклей «Золотую маску» сложно представить уже давно. На этот раз в номинантах его постановка по классике классик — «Гамлету» Шекспира. Только вместо средневековой Дании у Додина — перестроечная Россия, Гамлет в исполнении Данилы Козловского превращается в боевого оппозиционера, а мать Гамлета (Ксения Раппопорт) — в первую леди страны. Современные реалии не помешают истории закончиться вполне традиционно — в перестроечно-шекспировской заварушке не поздоровится всем. Оказывается, «неладно что-то» не только в датском королевстве, но и у нас под боком.
Где: Мастерская Петра Фоменко, Новая сцена
Когда: 5—6 апреля
«Три сестры»
Театр: «Красный факел», Новосибирск
Режиссер: Тимофей Кулябин
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Женская роль», «Мужская роль второго плана», «Работа художника»
Страсти вокруг оперы «Тангейзер» давно улеглись, а ее создатель Тимофей Кулябин продолжает творить и изобретать. С «Тремя сестрами» Чехова режиссер обошелся своеобразно — ни «в Москву, в Москву», ни «тарарабумбии» и вообще ни слова чеховского текста вы не услышите. Кулябин поставил поистрепанную сотнями постановок классику на жестовом языке. Вместо слов — нервные жесты, прерывистое дыхание, сдавленные стоны и просто молчание. Кулябин буквально продемонстрировал, насколько трагичной может быть внутренняя глухота человека.
Где: Центр им. Мейерхольда
Когда: 16—17 апреля
«Саша, вынеси мусор»
Театр: Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Режиссер: Виктор Рыжаков
Номинации: «tag15Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Работа драматурга»
В этом году «Золотая маска» обзавелась новой номинацией — «Работа драматурга». Одним из первопроходцев стала украинка Наталья Ворожбит, чей текст лег в основу спектакля Виктора Рыжакова «Саша, вынеси мусор». Минималистичная постановка, в которой грустное смешалось с комичным, призывает поразмышлять о классическом тандеме «война и мир». Война в спектакле абстрактная (по сюжету мобилизации подлежат даже призраки), но поминальный стол отчетливо пахнет блюдами украинской кухни — вполне в духе времени.
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
Когда: 22 марта / 4 апреля
«Корабль дураков»
Театр: Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск
Режиссер: Денис Бокурадзе
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Работа художника по костюму»
Самарский режиссер Денис Бокурадзе не боится экспериментировать. Во-первых, он поставил на театральной сцене маленького городка Новокуйбышевска спектакль по французским эротическим фарсам. Во-вторых, его скромная труппа из семи человек играет сразу несколько десятков ролей, растворяясь в быстрой смене масок, костюмов и характеров. Театральный карнавал Бокурадзе жирными мазками живописует человеческую чувственность — то заманчивую, то неприглядную. Одинаковую во все времена.
Где: Театр Наций, Малая сцена
Когда: 13—14 марта
«Процесс»
Театр: Драматический театр «Парафраз», Глазов
Режиссер: Дамир Салимзянов
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Мужская роль второго плана»
Много лет назад удмуртский режиссер Дамир Салимзянов задумал поставить трилогию о попытках человека сбежать от реальности. Первые два спектакля — «Короли и капуста» и «Паутина» — предлагали варианты, куда можно бежать, а последний, «Процесс», рассказывает о месте, откуда бегут. Открывая в романе Кафки то трагичные, то комичные стороны, Салимзянов изображает причудливый универсальный мир, где смешались Европа, удмуртский городок Глазов, гимн России и напевы Верки Сердючки. И сбежать из этого хаоса, увы, невозможно.
Где: Театр им. Моссовета, сцена «Под крышей»
Когда: 13—14 апреля
«Ак и человечество»
Театр: Камерный театр, Воронеж
Режиссер: Дмитрий Егоров
Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Мужская роль второго плана», «Работа художника по костюму»
В спектакле по «Рассказу об Аке и человечестве» подзабытого писателя начала ХХ века Ефима Зозули режиссер Дмитрий Егоров взялся препарировать человеческую природу во всех ее противоречиях и неприглядности. Место действия — безымянное тоталитарное государство вне времени и пространства. Главный герой — диктатор, которого от небывалых милостей бросает к кровавой бане репрессий. По настроению. Пока Ак самодурствует, а «человечество» живописно балансирует на грани казни и помилования, безымянная уборщица отмывает место действия с выражением вечного как мир безразличия.
Где: Театр «Современник», Другая сцена
Когда: 28 марта
«Вариации на тему Франка Бриджа»
Театр: Большой театр, Москва
Хореограф: Ханс ван Манен
Номинации: «Балет», «Работа дирижера», «Женская роль», «Мужская роль»
Большой театр — рекордсмен по количеству номинаций на нынешнюю «Золотую маску», их у кузницы балетно-оперных кадров — 25. Среди прочих постановок Большого в номинантах — «Вариации на тему Франка Бриджа» в хореографии Ханса ван Манена. Голландец поставил простой визуально, но нафаршированный эмоциями балет на старую как мир тему — о взаимоотношениях полов.
Где: Большой театр
Когда: 2 марта
«Травиата»
Театр: Театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, Пермь
Режиссер: Роберт Уилсон
Номинации: «Опера», «Работа дирижера», «Работа режиссера», «Женская роль», «Работа художника в музыкальном театре», «Работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Работа художника по свету в музыкальном театре»
Сценой пермского Театра оперы и балета завладела мировая звезда. «Травиату» Верди здесь поставил не кто-нибудь, а американец Роберт Уилсон, которого называют самым хладнокровным постановщиком современности. Трехмерное пространство сцены Уилсон магически превращает в 2D-полотно — с помощью света, отточенных движений и мизансцен. Дирижировал ожившими полотнами Уилсона Теодор Курентзис.