Иван Дорн: «В музыкальной индустрии Украина всегда была впереди»
«Кто это? Что это за песня? Зашазамьте, пожалуйста», – обращается к своей команде Иван Дорн, пока ему перед съемкой наносят грим и поправляют густую бороду. Отрастил он ее в Лос-Анджелесе, пока писал там свой англоязычный альбом, а сбрить собирается только после завершения работы над пластинкой. Поездка в «город ангелов» вообще вышла для певца продуктивной: помимо альбома, он успел записать еще два трека – «Лимонадный Джо» и «Время-мираж», которые уже появились в сети.
При личном знакомстве Дорн производит впечатление человека, глубоко погруженного в свое дело. Музыка — это его сущность: во время съемки он дает оценку звучащим фоном в студии песням, что-то напевает и насвистывает, наконец достает ноутбук, чтобы показать коллегам клип молодой украинской группы «Ее – Хавьер». А репетируя песню для уличного выступления на Кузнецком Мосту, Иван замечает в гримерной детскую игрушечную гитару и начинает наигрывать на ней. Неудивительно, что в амплуа просто артиста ему в какой-то момент стало тесно и он решил открыть собственный музыкальный лейбл Masterskaya. Накануне его большого московского концерта «Jazzy Funky Dorn» мы поговорили с Иваном Дорном о музыкальной индустрии в Украине, нелюбви к дедлайнам и равнодушии к моде.
Расскажите про ваш последний визит в Москву. Вы тогда выступали на Bosco Fresh Fest, и вам отключили микрофон. Почему? Что там произошло?
Наш выход сместился, потому что затянули выступление предыдущие музыканты, и мы долго подключались. К сожалению, финишная черта на фестивалях не гибкая: государственный закон запрещает шуметь после одиннадцати вечера. Соответственно, нашу небольшую программу пришлось сделать еще короче. А мы очень серьезно готовились, и я так хотел выступить! Это была специально подготовленная для Bosco Fresh Fest программа, с которой мы после фестиваля разъезжали везде, потому что она действительно крутая. Когда организаторы сказали нам: «Уходите со сцены, время закончилось», я начал умолять, чтобы мне разрешили выступить еще чуть-чуть, еще буквально несколько песен. Но они сказали «нет». Я подумал: «Ну тогда ладно» – и продолжил выступление. Мы неправильно поступили, на самом деле. Это была моя вина, потому что мы не должны были задерживать концерт. Но мой эгоизм, желание, чтобы мои песни звучали на фестивале, не дали мне уйти со сцены, поэтому организаторы просто выключили звук. Но я увидел, что все люди готовы вместе со мной поднять бунт и петь песню, независимо от того, работают ли порталы или нет. Я развернул мониторы на зрителей, чтобы они слышали хотя бы какой-то звук и пели.
Вам было приятно? Что вы тогда почувствовали?
Да! Это был один из лучших моментов в моей жизни.
В декабре вы приедете в Москву с новой программой «Jazzy Funky Dorn», это будут ваши хиты в джаз-фанк аранжировке. Почему вы решили именно в этом формате делать программу?
Я воспитывался на этой музыке, и мне всегда было интересно послушать, как звучит моя музыка в такой аранжировке. Мне кажется, пришло время показать, на что мы способны в таком амплуа. Мы специально пригласили очень крутых украинских музыкантов, чтобы организовать эту программу. Теперь она настроена и отточена, мы ее уже отыграли в нескольких городах. Признаюсь, в этой программе я чувствую себя, сцену, звук по-другому. И танцую тоже по-другому.
Вы говорите, что выросли на джазе и фанке, но недавно выпустили хип-хоп трек «Лимонадный Джо» и для нашего видео тоже придумали песню в этом жанре. При такой любви к хип-хопу почему не сделали шоу в этой стилистике?
Потому что нет времени сочинять отдельные целые хип-хоп программы для концерта. Есть время сделать хип-хоп альбом, но не сейчас, попозже. Сейчас проще просто раздать каждому из музыкантов определенный объем работы над конкретными песнями – пусть они переделают это в фанки-джази. Я в это время буду свои дела делать. А потом мы встретимся на репетиции, сыграем это все и выдадим как концертную программу. А так, представляешь, садиться сочинять заново – это же такой объем работы, год-два можно потратить.
Вы сказали, что будет хип-хоп альбом. Когда?
Он будет четвертым по счету. Выйдет после англоязычного, который я пишу сейчас.
А когда его ждать? И почему решили делать на английском?
В начале весны выйдет. Мне интересно другой рынок попробовать, хочется, чтобы там меня тоже понимали, чтобы я там с другими артистами померился силами. Мне интересно, способны ли мы на это. Если сейчас не попробовать, то уже не будет возможности.
Это такой вызов самому себе?
Да, я всегда себе челлендж ставлю.
Да, я читала в одном из ваших интервью, что вы не ищете легких путей. Кстати, вас уже можно смело назвать хип-хоп артистом. Знаете, сейчас музыканты этого жанра очень активно сотрудничают с модной индустрией: A$AP Rocky и Dior, Канье Уэст и Гоша Рубчинский. Вы бы хотели тоже попробовать поработать с дизайнером или брендами?
Я ничего не понимаю в моде, поэтому в данном случае с моей стороны сотрудничество с каким-нибудь дизайнером будет абсолютным враньем.
А просто представлять какой-либо бренд вам было бы интересно?
Почему бы и нет? Но все зависит от того, что значит «быть лицом». Надевать их одежду и ходить в ней? Да, тогда без проблем. Если как-то участвовать в процессе, то, наверное, нет. Я ничего в этом не понимаю.
Вы сказали, что далеки от моды, то есть за трендами не следите?
Слежу посредством своих стилистов, Леры Агузаровой, например.
А как вы в обычной жизни любите одеваться?
Я люблю что-то свободное, чистое, чаще одноцветное, пастельное, не сильно яркое, качественное, моего размера.
Очень практичный подход. Бывает ли у вас такое особенное настроение а-ля «сегодня надо приодеться»?
Бывает-бывает. И обычно в эти дни случаются самые мои неудачные наряды. Потому что, когда я очень хочу хорошо выглядеть, у меня как раз это не получается. А когда не парюсь, тогда все нормально.
Давайте вернемся к музыке. Сейчас случился настоящий бум украинских артистов: «Грибы», Monatik, Луна. Можно ли считать нынешний период в индустрии каким-то особенным?
Я все-таки считаю, что мы всегда были поставщиками хорошей музыки. Сказать, что вот сейчас Украина вырвалась вперед, сейчас какое-то особенное время, будет неправдой. Всегда были классные артисты: от Михея и Елки до моей команды.
Кстати, о Monatik. Наверняка вы слышали, что вас с ним периодически сравнивают...
Да ладно, чего меня сравнивать? Мне кажется, я в принципе для Димы такой дядя уже, который рассказал и показал, как надо. А он отчасти последователь. Мне кажется, что здесь сравнение – это закономерность.
Историческая.
Конечно. Это как передача эстафеты отчасти. Тоже приятно. Получается, они мои ученики!
Сейчас эпоха 1990-х считается самой актуальной как в моде, так и в музыке. Вы как этому тренду относитесь?
Во-первых, это закономерно. На дворе 2017 год, как раз возвращение к 1990-м должно быть по плану, поэтому все отлично, так и должно быть.
Вам нравится звучание 1990-х в современной интерпретации?
Конечно, это круто. Это вообще моя любимая музыкальная эпоха. Тогда появилась вся моя электронная музыка, тогда, можно сказать, появился и я.
Проекты «Грибы» и Луна продюсируются Юрием Бардашем...
Нет, Луну (певица, супруга Юрия Бардаша – Прим. ред.) он не продюсирует. Она сама по себе, самостоятельная, просто выпускается на Kruzheva Music. Бардаш не имеет к ней никакого отношения. Да, Юра делает «Квесты» (Quest Pistols – Прим. ред.) и «Грибы». Луна же делает все самостоятельно, это на сто процентов проверенная информация.
Я ничего не понимаю в моде
Одно время вы работали с Юрием Бардашем, но потом разошлись. В музыкальной сфере ходят слухи, что вы не очень красиво с ним расстались. Это правда? Вы сейчас общаетесь?
Да, несколько лет назад мы три месяца пытались с ним сработаться. Сейчас мы с Юрой общаемся, конечно. Мы даже встречались когда-то, и он говорил, что я являюсь одним из вдохновителей его нового образа, что не может не радовать. Мне, как большому фанату «Грибов», очень приятно, что отчасти я на это тоже повлиял. И мы классно разошлись, просто не сошлись характерами, у меня другой подход немножко.
Какой?
Ну, у меня он, скажем, более либеральный, менее требовательный. У Юры все наоборот. Мне, например, нужно время «подкиснуть». Это все не терпит какой-то конкретики, не совместимо с планированием, с каким-то графиком. А обещать и не делать я просто не хотел.
То есть, вам мешают все эти дедлайны, сроки?
Да. Но с другой стороны, если их не ставить, все может сильно затянуться. В данном случае мой дедлайн – это моя борода. Она мотивирует меня дописать альбом быстрее, потому что я отращиваю ее до тех пор, пока мы не закончим англоязычную пластинку – после этого я ее тут же сбриваю. А так мучаюсь, хожу с ней, чешусь.
Получается, бороду отращиваете не потому, что решили образ сменить, это такой ритуал?
Это показатель того времени, которое уходит на работу над альбомами.
Кстати, когда вы прилетели с такой густой бородой в Москву, в прессе сразу же появились заголовки: «Дорн сменил имидж», «Иван Дорн шокировал поклонников» и все в этом духе. Как вы на такие новости о себе реагируете?
Мне приятно. Помнят еще, им интересно. Почему нет?
Можете вспомнить смешные мифы о себе, которые вы читали в прессе?
Последнюю мою поездку в Америку все восприняли, как переезд навсегда. Это смешно. Потом, конечно, вернулся и сказал: «Да вот я здесь».
В соцсетях и сейчас во время съемки вы производите впечатление довольно самоироничного человека, с хорошим чувством юмора. В обычной жизни с близкими вы такой же?
Когда это уместно и все располагает к этому, то да. Но из-за того, что я и руководитель отчасти, мне приходится быть более серьезным. Поэтому сейчас чаще я такой: «Ты туда, ты сюда, ты ко мне».
Бывают периоды, когда вам хочется побыть наедине с собой? Где обычно тогда любите проводить так время?
Да я всегда сам с собой и наедине с собой. Если вы имеете в виду буквально, то я не очень люблю бывать один, не люблю ковыряться в своей голове. Хотя в последнее время я это, конечно, делаю чаще, потому что накопилось много вопросов по поводу будущего, перспектив и планов. Обычно в такие моменты сижу в машине и размышляю.
Что вас обычно раздражает?
Вещи, которые не совпадают с моими ожиданиями.
А что вызвало ваше раздражение в последний раз?
Когда надо мной стояли и рассказывали, что делать моему менеджеру, и при этом все сказанное было для меня очевидно.
Не любите, когда вас учат и поучают?
Нет, просто это были вещи, которые я и так знаю. Они очевидны, и не было смысла об этом говорить.
В музыкальной индустрии в Украине, России или мировом масштабе вас что-нибудь раздражает?
Я был на одной радиостанции недавно. Это было вынуждено: мне нужно было промоутировать наш концерт, который состоится 8 декабря. И я пошел туда для того, чтобы об этом сказать. В итоге я столкнулся с музыкальным контентом этой радиостанции. И он меня тоже начал раздражать, потому что я к радиостанциям не часто возвращаюсь, и тут меня как будто передернуло. Я даже нормально разговаривать не мог из-за того, что услышал. Из толерантности не буду говорить, что за музыка это была.
У вас очень концептуальный Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации): веселые и ироничные видео и фото. Вы сами его ведете?
Да, сам. Кто-то из моей команды может сделать публикацию за меня, но это будут мной утвержденные фотографии. Я сам скажу: сегодня мы выкладываем это, завтра – то.
А что для вас соцсети? Вы от них зависимы?
Наверное, это средство передачи моего настроения, атмосферы и какой-то информации. А зависимости от них у меня нет.
Блиц-опрос
Последняя прочитанная книга
Недочитанная пойдет? Стивен Кинг «Сияние».
Последний прослушанный альбом
Leon Bridges.
Последняя добавленная в плейлист песня
Весь альбом «Грибов».
Последняя новость, которая зацепила ваше внимание
«Грибы» собрали рекордное количество репостов в ВКонтакте. А нет, скорее про приезд Канье Уэста в Москву.
Последняя покупка
iPhone7 на 128 гб.
Последнее отправленное СМС
Не могу посмотреть, телефон выключен. Наверное, какое-нибудь «Перезвоните, пожалуйста».