Как покупают одежду незрячие люди и как им помогают в этом зрячие стилисты

Интервью с Юлией Васильевой — одной из создательниц проекта «Модный незрячий»
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Социальное предпринимательство незаметно, но уверенно меняет пространство вокруг нас – в том числе и модное. В прошлом году в Москве появился проект «Модный незрячий», помогающий людям, потерявшим зрение или родившимся без него, подбирать гардероб, ориентироваться в трендах и чувствовать себя увереннее на шопинге. Проблема, казалось бы, очевидная — но остававшаяся долгое время без должного внимания. Мы узнали у Юлии Васильевой, одной из основательниц проекта и PR-специалиста, как она и ее команда помогают сделать моду доступнее.

Юлия, расскажите, в чем основная цель проекта и как все начиналось?

Суть «Модного незрячего» в том, что стилисты соглашаются работать с большой скидкой 50-70% с незрячими клиентами. Обычно их услуги не могут позволить себе те, кто живет только на государственную пенсию. Наша команда собралась благодаря программе «Действуй без барьеров», которая поддерживает начинания незрячих для незрячих. Часто зрячие люди создают для нас проекты, не зная потребностей и болей аудитории. Подобных случаев очень много. Однако в программе «Действуй без барьеров» участники предлагали идеи для своего личного пользования и удобства. Кому-то была интересна проблема доступности парковых зон и торговых центров, Татьяна (Белова, одна из основательниц проекта — прим. ред.) предлагала тему, связанную со стилем и модой, а я хотела заниматься инклюзивностью фитнес-центров и спортивных залов. Мы объединились вокруг предложения Татьяны, так как оно отвечало нашим финансам и возможностям.

Часто зрячие люди создают для нас проекты, не зная потребностей и болей аудитории

Юлия Васильева (крайняя справа) с клиентами проекта «Модный незрячий»
Юлия Васильева (крайняя справа) с клиентами проекта «Модный незрячий»
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как раньше вы выбирали себе одежду?

Ты всегда просишь маму, подругу, тетю, бабушку... Кому-то некогда, кому-то неудобно, а когда кто-то находится, ты покупаешь вещи, ориентируясь на его вкус. Представим, что на шопинг отправилась молодая незрячая девушка: мама оденет ее практично, выберет более темные цвета и закрытые, «невызывающие» фасоны, предложит то, что было модно в ее юности. И даже если с ней на шопинг пойдет подруга, вкусы у них все равно будут разные. С одной своей подругой я перестала что-либо покупать, потому что она на любой вопрос отвечала: «Нормально». Если люди видели раньше, они хотя бы имеют представление о цветах. Если человек родился слепым, как я, то красный, желтый, синий для него — просто слова. Здесь и появляется стилист: наши эксперты помогают найти магазин, разобрать уже имеющийся гардероб и указать, чему можно дать вторую жизнь, а что стоит докупить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда нельзя оценить внешний вид вещи, насколько повышается значимость тактильных ощущений при покупке?

У нас больше требований к материалам. Зрячие могут сказать: «Материал мне не очень нравится, зато вещь красивая, возьму», — и будут носить. Я не куплю, даже если стилист скажет, что мне очень идет. Иногда из-за материала я и не примеряю некоторые вещи. Фурнитура — все эти ленточки и пуговки — тоже играют роль.

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие другие неочевидные трудности возникают у незрячих людей с выбором образа?

У многих незрячих людей есть навязанные родственниками или консультантами стереотипы. Например, я маленького роста и все детство слышала, что носить длину миди мне нельзя. Или что черный всегда стройнит. Я эти установки просто запомнила и транслирую. Другая проблема — навигация. Когда стилист работает с незрячими людьми, его работа начинается вне магазина. Необходимо встретить клиента у метро или подвезти на машине, а затем проводить обратно. Один наш стилист говорит: «Вы — первая категория людей, кому мы должны помогать. Зрячий плохо, но сможет выбрать себе одежду, а вы этого не можете сделать вообще».

Пользовались ли вы сами услугами стилистов проекта?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я воспользовалась такой консультацией еще до старта проекта и была удивлена, как за 2 часа мы со стилистом вышли из магазина с двумя полными пакетами. С подругой мы можем провести в ТЦ целый день и купить на распродаже одну вещь, которую я не буду потом носить. Так что это небо и земля.

Много среди мужчин ваших клиентов?

Для мужчин это тоже важно. Из 20 человек нашей фокус-группы было 4 мужчины, в нынешней команде работает и стилист-мужчина. В такой узкой среде, как наша, хорошо работает сарафанное радио.

Один наш стилист говорит: «Вы — первая категория людей, кому мы должны помогать. Зрячий плохо, но сможет выбрать себе одежду, а вы этого не можете сделать вообще»

Как именно вы готовите стилистов к работе с незрячими клиентами?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сперва собеседование, чтобы понять, подходим ли мы с кандидатом друг другу. Затем мы устраиваем тренинги. Первый посвящен взаимодействию со слепыми людьми. Стилистам приходится одевать клиента в полной темноте: только по параметрам, не прикасаясь к человеку, нужно собрать ему образ. Стилист может лишь задать 5 вопросов, ответы на которые должны быть «да» или «нет». Потом при свете мы обсуждаем результат. В конце обучения стилисты уже работают в специальном шоуруме.

Изменил ли что-то в вашей работе уход из России популярных масс-маркет брендов?

Сейчас выросли цены не только в магазинах, но и у наших стилистов, так как предложение снизилось. Людям просто стало некуда идти, они пользуются онлайн-сервисами вроде Wildberries или Lamoda. Раньше были стилисты, готовые работать за 500 или 1 000 рублей в час, сейчас минимальная стоимость — 2 000 руб. За прежние деньги работают лишь студенты, нуждающиеся в практике. Поэтому мы много сотрудничаем с университетами и различными школами: БВШД, Skillbox, «Нетологией».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Говоря об онлайн-магазинах: что в них вы бы поменяли для удобства незрячих людей?

Большинство сайтов недоступны для незрячих, я не могу, например, самостоятельно выбрать размер или добавить что-то в корзину. Часто появляются капчи: «Посчитайте все самолеты». Также в онлайн-магазинах беда с описаниями вещей: либо их нет вообще, либо они расположены на картинке. Описание доступно до нас, только если оно в текстовом формате.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существуют разные сервисы и приложения для незрячих, помогающие решать бытовые задачи. Есть ли среди них те, с которыми шопинг становится комфортнее?

Есть приложения-определители цвета, но лично я пользуюсь ими редко, потому что они не распознают многие оттенки. Плюс, существуют программы, которые читают вывески и этикетки: можно проверить, при какой температуре стирать вещь, надо ли сдавать ее в химчистку.

В онлайн-магазинах беда с описаниями вещей: либо их нет вообще, либо они расположены на картинке

Какие у вас сейчас планы? Не хотели бы вы расширить «Модного незрячего» до бьюти-услуг?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас у нас закончился грант, в ближайшие дни мы пишем заявку на новый. Мы планируем проводить образовательные мероприятия для незрячих людей, чтобы популяризировать проект. На последний семинар к нам пришло много визажистов, мастеров маникюра и причесок. Конечно, мы хотим сотрудничать с ними, потому что многие незрячие не знают, как работать с косметикой и чем удобнее пользоваться без зрения. Многие или ходят с распущенными волосами, или носят короткую стрижку, потому что делать укладку каждый день сложно.

Могут ли присоединиться к проекту стилисты из других городов?

В команде есть несколько стилистов из других городов: Краснодара, Сочи, Санкт-Петербурга. Это пока чуть сложнее, но мы разрабатываем курс для стилистов, который будет доступен онлайн.