Зачем дизайнеры показывают одежду на моделях плюс-сайз, если потом их размеров нет в продаже
Несмотря на кажущееся торжество инклюзивности, размерная сетка многих брендов по-прежнему вызывает вопросы. Казалось бы: моделей плюс-сайз (да и просто девушек, которые не вписываются в жесткие рамки «модельного» XS) в глянце и на подиуме стало заметно больше. Согласно отчету платформы Tagwalk, на Неделях моды осень-зима 2022 на подиум выходили 38 моделей «с формами». Что, к сожалению, меньше, чем сезоном ранее, но все еще ощутимо — особенно если сравнивать с кастингами, скажем, 5-летней давности. И это здорово. Но есть одна загвоздка: кастинг по всем канонам diversity вовсе не гарантирует того же разнообразия размеров на рейлах бутиков.
Как выяснилось, плюс-сайз модели в лукбуках и на показах часто присутствуют исключительно «для галочки». Чтобы отвести глаза социально активной части аудитории и не навлечь на себя ее гнев. Дескать, шьем не только на «нулевой» размер — вот вам доказательства. В тиражное же производство вещи размеров больше L в итоге зачастую даже не идут. Либо отшиваются такими микроскопическими партиями, что выискивать их приходится буквально по всему миру. Получается такой эффект «Потемкинских деревень»: если просто смотреть, но не вникать, то все довольно красиво. Копни чуть глубже — и рискуешь безнадежно разочароваться. Как, например, автор телеграм-канала Vanity Case Наталья Архангельская, которая в попытках найти платье Ami Paris, как на Паломе Эльсессер в лукбуке, добралась до головного офиса марки. Где ей ответили, что шили наряд специально по меркам плюс-сайз-модели, и в продаже этого размера нет и не предвидится.
Оказывается, это довольно распространенная практика. В зарубежном модном сообществе такой подход уже прозвали curve-washing (от англ. curve — «изгиб» и wash — «отмывать»). По аналогии с «гринвошингом»: если он создает иллюзию экологичности, то curve-washing — эффект мнимого разнообразие размеров. Яркий тому пример — Versace. Вот уже пару лет как итальянский бренд приглашает для участия в своих показах моделей плюс-сайз, но при этом найти в их бутиках хоть одну вещь больше 46 размера по-прежнему довольно проблематично. То же касается большинства больших имен люкса. Никто даже особенно и не скрывает, что все невероятные дизайнерские платья Паломы Эльсессер для красных дорожек шьются на заказ — в магазинах их нет. Просто потому что они существуют в единственном экземпляре. Получается, что diversity-повестка, как и экологическая, банально становится маркетинговым инструментом. Быть за все хорошее сегодня экономически выгодно. Беда лишь в том, что большинство игроков рынка выбирает все-таки не быть, а казаться.
Чем это плохо? Ну хотя бы тем, что вводит потенциальных покупателей в заблуждение. Примерно как фотошоп в рекламе косметики, который обещает недостижимый в реальности лифтинг-эффект и безупречно гладкую кожу. Но полученное разочарование в данном случае может оказаться даже обиднее. Только представьте, сколько девушек с формами отправились в магазины Versace только для того, чтобы их надежды на покупку красивого платья были разрушены. На обывательском языке такое называется просто: лицемерие. Так может, лучше быть честными и продолжать снимать в рекламе «стандартных» моделей? В таком случае никто хотя бы никого не обманывает.