Время одеваться как леди: в тренде стиль ladylike
Еще совсем недавно казалось, что конвенциональная женственность ушла из моды безвозвратно. Дизайнеры могли время от времени экспериментировать с ее отдельными элементами (например, высокими шпильками или пышными юбками), но, как правило, в ироничном ключе. Тот же Алессандро Микеле, например, лихо смешивал приталенные платья и плиссированные юбки длины миди с поп-культурными символами и отсылками к самым разным эпохам истории. На выходе получались пестрые и эклектичные образы, мало напоминающие о клиентках кутюрных салонов 50-х, которые принято брать за образец той самой женственности. Даже само это слово набило оскомину и как будто превратилось в затертое до дыр клише, к которому прибегают только в исключительных случаях. А то и вовсе в ругательство. Но в последние пару сезонов Недель моды все кардинально изменилось.
В тренды сезонов весна-лето 2024 и осень-зима 2024/25 резко вырвался стиль ladylike. Если верить данным аналитической платформы Tagwalk, образов с этим тегом на последних осенне-зимних показах стало ощутимо больше. А именно: в Нью-Йорке количество образов в этой стилистике выросло на 120% по сравнению с прошлым сезоном, в Лондоне — на 415% (!), в Милане — на 107%, а в Париже — на 226%. Но все началось еще с текущего весенне-летнего сезона. Так о чем же идет речь? В принципе, о всем, что вы представляете себе, когда кто-то произносит слово «леди». Приталенные платья и костюмы с юбками-карандашами, лодочки на высоких шпильках, длинные «оперные» перчатки, маленькие сумочки-ридикюли, изящные шляпки-таблетки и узкие платья-футляры. Помните моделей на показах Кристиана Диора? Созданный им стиль New Look — воплощение того самого ladylike. Его самая чистая версия, без всяких примесей.
Самое интересное, что на последних Неделях моды дизайнеры впервые за долгое время обратились к этой стилистике без доли иронии. Питер Мюлье в Alaïa нарядил моделей в узкие юбки-карандаши, корсетные пояса и миниатюрные шляпки-таблетки. Мэтью Уильямс в своей прощальной коллекции для Givenchy предложил не теряющее актуальности комбо из высоких шпилек, платьев-футляров и длинных перчаток выше локтей. Слово «элегантность» витало в воздухе и на шоу Altuzarra: Джозеф Альтузарра переосмыслил 50-е в виде атласных пальто А-силуэта, расклешенных юбок-миди, сидящих по фигуре жакетов и очаровательных сумок-ридикюлей с короткими ручками. Не могла удержаться от ностальгических отсылок и преемница Кристиана Диора — Мария Грация Кьюри. В ее новую коллекцию для Dior вошли плиссированные юбки, блузы с бантами и строгие костюмы-двойки, будто прямиком с салонных показов самого Кристиана Диора. Иронично к кодам этого стиля отнеслись разве что Миучча Прада и Раф Симонс: «леди» Prada одинаково виртуозно носит «мужские» ботинки и атласные лодочки на высоченных шпильках, а «рабочую» куртку, будто с мужского плеча, мастерски сочетает с прозрачными юбками и изящной бахромой.
Что заставило дизайнеров вспомнить о пресловутой старорежимной женственности? Наверное, поиск хоть какой-то стабильности в нашем безумном мире. Мы живем во время, когда устои рушатся один за другим, а горизонт планирования равен в лучшем случае паре недель (а разговоры о его сокращении уже стали общим местом). Мы все обращаемся к «вечным ценностям» в периоды нестабильности — это дает хоть какое-то ощущение нормальности происходящего вокруг. Так что если та самая узкая юбка-карандаш в сочетании с блузкой с бантом помогут вам вновь почувствовать почву под ногами — то почему бы и не обратиться к ним. В конце концов, они наверняка имеются в вашем гардеробе. Вероятно, на модную повестку повлияла и поп-культура. За последний год вышло огромное количество сериалов, так или иначе завязанных на моде 40-х и 50-х: «New Look: революция стиля» о противостоянии Коко Шанель и Кристиана Диора, второй сезон «Вражды», посвященный «лебедям» Трумена Капоте, и, наконец, диснеевский байопик Кристобаля Баленсиаги. И это просто-напросто красиво. В случае с модой это весомый аргумент.