Почему все экологические инициативы моды обречены на провал

Пчелы против меда
Мужская коллекция LOEWE весна-лето 2023
Мужская коллекция LOEWE весна-лето 2023
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Находясь в сегодняшней точке, любому, кто внимательно следит за модной индустрией, совершенно очевидно, что великий план «бороться за все хорошее и против всего плохого» провалился. Первые сигналы поступили еще в 2022 году, когда несколько масштабных попыток «отменить» большие бренды (например, Balenciaga) не увенчались успехом. В 2023-м эти тенденции только усиливались. Все указывало на то, что индустрия в целом наигралась в социальный активизм. Так называемая новая этика на поверку оказалась для моды всего лишь очередным трендом. А тренды, как известно, имеют срок годности. И он, видимо, уже истек. Касается это и экологической повестки.

Так называемая новая этика на поверку оказалась для моды всего лишь очередным трендом.

Несколько лет назад вся индустрия моды буквально «заболела» экологией. Изрядно демонизируемая обществом индустрия моды, которая уже который год изо всех сил оправдывается за популяризацию нездоровой худобы и недостижимых стандартов красоты, получила еще один минус в карму: она ужасно вредит экологии. До определенного момента это почему-то мало кого беспокоило (хотя давайте будем честными: случилось это далеко не вчера). Но в 2012 году журнал Natural Science в своем отчете поведал, что окрашивание тканей — второй крупнейший источник загрязнения пресной воды в мире. Как водится, выводы исследования все поняли по-своему — и воспаленное воображение некоторых особо рьяных эко-активистов нарисовало какую-то совсем уж безрадостную картину. В какой-то момент муха превратилась в слона — и появилось расхожее утверждение, что индустрия моды — вторая в мире по ущербу, наносимому окружающей среде. Так авторы уважаемого научного журнала, сами того не ведая, породили один из главных мифов об индустрии, за который всем ее представителям ежедневно приходится каяться перед общественностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Cумка S-Wave STELLA McCARTNEY из инновационной кожи UPPEAL с эффектом крокодила, полученной из яблочных отходов (ежегодно более 30 000 тонн яблочных отходов отправляется на свалку в Италии, из которых бренд создает веганские аксессуары)
Cумка S-Wave STELLA McCARTNEY из инновационной кожи UPPEAL с эффектом крокодила, полученной из яблочных отходов (ежегодно более 30 000 тонн яблочных отходов отправляется на свалку в Италии, из которых бренд создает веганские аксессуары)
Kenny Whittle Photo

С тех пор началась эра бессмысленного и беспощадного гринвошинга. Эко-повестка стремительно стала ключевой, а практически все бренды, от больших до малых, стали отчитываться о том, что они сделали для спасения мира от надвигающейся экологической катастрофы (в которой, конечно же, виноваты только они — кто же еще?). Все повально используют только переработанный пластик и нейлон (иные вообще еще существуют?), принимают sustainability-планы с обещаниями стать чище и экологичнее к какому-нибудь там году и нанимают специальных менеджеров, которые разрабатывают экологические стратегии для светлого и устойчивого будущего. И все это, конечно, здорово — но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Особенно если слова никак не подкреплены делом. А чаще всего это именно так и было. За расплывчатыми формулировками и громкими обещаниями обычно скрывается звенящая пустота. А заявления о сокращении углеродного следа или использовании «чистой» энергии при производстве как правило не содержат в себе ссылок на какие-либо доказательства и цифры.

Производство одежды не может быть экологичным по своей природе.

В итоге имеем следующее: если верить недавнему исследованию организации Transformers Foundation, крупные игроки рынка фактически свалили выполнение своих sustainability-планов на поставщиков тканей и фурнитуры. При этом требуя от них прежних объемов, скоростей и цен, чтобы сохранить привычные масштабы бизнеса и даже нарастить их. Те, естественно, не справляются, потому что это задача из разряда фантастики. Итог: уже сейчас понятно, что все эти амбициозные планы провалятся. Потому что они изначально были обречены на провал. Иными словами, они давались без какой-либо оценки и прогнозирования последствий. А обещать, как известно, не значит жениться. К тому же борьба моды за экологию — это уже что-то из разряда «пчелы против меда». Производство одежды не может быть экологичным по своей природе. Как бы вы ни сокращали расход воды и электричества, вы все равно будете их расходовать. Так что способ сохранить окружающую среду есть только один: ничего не производить. Но на такое пока никто не готов пойти.