Почему мода никак не может «подружиться» с высокими технологиями
Мы живем в эпоху тотальной диджитализации. Казалось бы, сегодня всеми аспектами жизни можно управлять с помощью каких-нибудь гаджетов. Доставки еды, банковские службы и даже государственные сервисы давно и надежно «поселились» в наших смартфонах — решить почти все базовые бытовые вопросы можно в два клика. Степень вхождения технологий в нашу жизнь так высока, что мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся. И испытываем ужасный дискомфорт, если они вдруг перестают работать (передает привет всем, кто каждый раз пропускает нужный поворот по дороге на работу из-за перебоев с GPS). Сбываются самые невероятные предсказания футурологов на этот счет. Кто еще каких-то пять лет назад всерьез верил, что искусственный интеллект станет главной темой для обсуждений и чем-то, чем мы пользуемся как ни в чем не бывало? Тем не менее, есть одна сфера, куда технологии проникают со скрипом. И эта сфера — мода.
При всей кажущейся прогрессивности, мода — очень консервативная среда. Она с трудом соглашается на перемены, только если они не вынужденные. Да о чем мы говорим: до сих пор не у всех крупных брендов есть каналы онлайн-продаж, хотя это вроде бы очевидная необходимость. Новаторов в этой индустрии единицы, и их идеи часто принимаются с трудом. Даже если мы говорим просто об эстетике. А уж новый подход (а внедрение технологий в одежду — это точно новый подход) и вовсе часто остается непонятым. Это уже серьезное препятствие тому, чтобы мы стали, наконец, ходить в распыленных из баллончика вещах, меняющих цвет. Ну или о чем там фантазировали футуристы прошлого.
Второй момент — финансовый. Производство высокотехнологичной одежды — это дорого. А все бренды, даже люксовые, стремятся сократить расходы на продакшен. Так что высокотехнологичные вещи обречены быть штучным товаром, который никогда не дойдет до масс-маркета. Вспомните Google Glasses, которые в 2014 году выпустила Диана фон Фюрстенберг. Они стоили 2000 долларов — цена неподъемная даже по сегодняшним меркам. Много ли вы знаете людей, готовых купить очки (пусть даже технологичные) за такие деньги?
Еще одна проблема всех этих технологичных примочек — ужасная непрактичность. Можно смеяться над вопросом «а как это стирать?», но правда остается правдой: большинство хайтек-вещей попросту никак не предназначены ни к уходу, ни просто к носке. Они могут служить лишь некими элементами шоу, которые впечатляют визуально, но едва ли годятся для реальной жизни. Так, собственно, пока и происходит — вспомнить хотя бы кутюрные коллекции Iris Van Herpen или «жидкое» платье Coperni на Белле Хадид.
И, наконец, самый важный момент. Технологические гиганты и модные бренды не очень-то стремятся навстречу друг другу. Лучшие умы техкорпораций мало что понимают в моде, а дизайнеры, в свою очередь, не хотят вникать в нюансы высоких технологий. В итоге получаются такие спорные вещи, как платье Primrose, показанное на недавней конференции Adobe. Да, оно меняет цвет и принт, но это не делает его ни актуальным, ни даже хоть сколько-нибудь красивым. Поэтому фэшн-индустрия встретила его без особого восторга. Так и выходит, что высокая мода и высокие технологии — все еще параллельные прямые, которые пересекаются редко и не очень удачно.