Почему мода никак не может «подружиться» с высокими технологиями

Союз, не заключенный на небесах
Жизель Бюндхен на показе GIVENCHY осень-зима 1999
Жизель Бюндхен на показе GIVENCHY осень-зима 1999
Giovanni Giannoni/Penske Media/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы живем в эпоху тотальной диджитализации. Казалось бы, сегодня всеми аспектами жизни можно управлять с помощью каких-нибудь гаджетов. Доставки еды, банковские службы и даже государственные сервисы давно и надежно «поселились» в наших смартфонах — решить почти все базовые бытовые вопросы можно в два клика. Степень вхождения технологий в нашу жизнь так высока, что мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся. И испытываем ужасный дискомфорт, если они вдруг перестают работать (передает привет всем, кто каждый раз пропускает нужный поворот по дороге на работу из-за перебоев с GPS). Сбываются самые невероятные предсказания футурологов на этот счет. Кто еще каких-то пять лет назад всерьез верил, что искусственный интеллект станет главной темой для обсуждений и чем-то, чем мы пользуемся как ни в чем не бывало? Тем не менее, есть одна сфера, куда технологии проникают со скрипом. И эта сфера — мода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
COPERNI осень-зима 2023/24
COPERNI осень-зима 2023/24
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При всей кажущейся прогрессивности, мода — очень консервативная среда. Она с трудом соглашается на перемены, только если они не вынужденные. Да о чем мы говорим: до сих пор не у всех крупных брендов есть каналы онлайн-продаж, хотя это вроде бы очевидная необходимость. Новаторов в этой индустрии единицы, и их идеи часто принимаются с трудом. Даже если мы говорим просто об эстетике. А уж новый подход (а внедрение технологий в одежду — это точно новый подход) и вовсе часто остается непонятым. Это уже серьезное препятствие тому, чтобы мы стали, наконец, ходить в распыленных из баллончика вещах, меняющих цвет. Ну или о чем там фантазировали футуристы прошлого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сооснователь Google Сергей Брин, Дайан фон Фюрстенберг и креативный директор бренда Иван Миспелер в финале показа DIANE VON FURSTENBERG весна-лето 2013
Сооснователь Google Сергей Брин, Дайан фон Фюрстенберг и креативный директор бренда Иван Миспелер в финале показа DIANE VON FURSTENBERG весна-лето 2013
Legion-Media

Второй момент — финансовый. Производство высокотехнологичной одежды — это дорого. А все бренды, даже люксовые, стремятся сократить расходы на продакшен. Так что высокотехнологичные вещи обречены быть штучным товаром, который никогда не дойдет до масс-маркета. Вспомните Google Glasses, которые в 2014 году выпустила Диана фон Фюрстенберг. Они стоили 2000 долларов — цена неподъемная даже по сегодняшним меркам. Много ли вы знаете людей, готовых купить очки (пусть даже технологичные) за такие деньги?

Можно смеяться над вопросом «а как это стирать?», но правда остается правдой: большинство хайтек-вещей попросту никак не предназначены ни к уходу, ни просто к носке

Еще одна проблема всех этих технологичных примочек — ужасная непрактичность. Можно смеяться над вопросом «а как это стирать?», но правда остается правдой: большинство хайтек-вещей попросту никак не предназначены ни к уходу, ни просто к носке. Они могут служить лишь некими элементами шоу, которые впечатляют визуально, но едва ли годятся для реальной жизни. Так, собственно, пока и происходит — вспомнить хотя бы кутюрные коллекции Iris Van Herpen или «жидкое» платье Coperni на Белле Хадид.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Белла Хадид в финале показа COPERNI весна-лето 2023
Белла Хадид в финале показа COPERNI весна-лето 2023
Архивы пресс-службы

И, наконец, самый важный момент. Технологические гиганты и модные бренды не очень-то стремятся навстречу друг другу. Лучшие умы техкорпораций мало что понимают в моде, а дизайнеры, в свою очередь, не хотят вникать в нюансы высоких технологий. В итоге получаются такие спорные вещи, как платье Primrose, показанное на недавней конференции Adobe. Да, оно меняет цвет и принт, но это не делает его ни актуальным, ни даже хоть сколько-нибудь красивым. Поэтому фэшн-индустрия встретила его без особого восторга. Так и выходит, что высокая мода и высокие технологии — все еще параллельные прямые, которые пересекаются редко и не очень удачно.