Откуда взялся стереотип, что богатые не носят дорогие вещи
Один из самых живучих стереотипов гласит, что по-настоящему состоятельные люди не носят дорогую одежду. Дескать, им настолько не нужно никому ничего доказывать, что у них и в мыслях нет покупать «статусные» сумки или, упаси боже, одежду с логотипами. Мол, они настолько уверены в себе, что им не нужно дополнительно поддерживать самооценку вещами, которые сигнализируют об их богатстве. Да и зачем, если все, кому нужно, и без того знают, что ты сказочно богат? Но стереотип — на то и стереотип, чтобы иметь некоторые оговорки. Попробуем разобраться, откуда он взялся — и насколько соответствует действительности.
На формирование этого стереотипа годами работали не только сами богачи, но и киностудии с медиа. В какой-то момент они переключились с историй экстравагантных миллионеров в бриллиантах и мехах, вроде героев сериала «Династия», но совсем другой тип состоятельных людей. Они выглядят скромно, даже неприметно. Не носят вещей из последних коллекций. Предпочитают базовые оттенки, простой крой и отсутствие декора. Идеальный пример — герои сериала «Наследники». На них вы не увидите узнаваемых дизайнерских вещей, которые буквально кричат о своей стоимости. Только хорошую надежную базу, которую, казалось бы, могут позволить себе все. Но не тут-то было.
Довели этот стереотип до абсолюта техно-магнаты. Стив Джобс с его простыми черными водолазками, Марк Цукерберг с гардеробом, забитым серыми футболками и худи и Билл Гейтс с его «пенсионерскими» трикотажными джемперами и рубашками-поло внушили всем мысль, что любой может одеться, как миллиардер. И да, и нет. Конечно, вы без труда купите себе водолазку или футболку в ближайшем к дому магазине масс-маркета. Но это будет не то же самое. Неприметный и базовый — не значит дешевый. Эти вещи простые только на первый взгляд. Конечно же, основатели технологических империй не носят случайных вещей — даже когда дело доходит до базы. Стив Джобс, как известно, покупал исключительно водолазки Issey Miyake. У него из было примерно под сотню. Марк Цукерберг, в свою очередь, предпочитает кашемировые футболки Brunello Cuccinelli, оторые для него изготавливаются на заказ — каждая стоит порядка 200-300 долларов.
Так почему они не выбирают что-то более яркое и заметное, если в любом случае покупают дорогие вещи? С одной стороны, это своего рода поза: так они создают себе узнаваемый имидж людей, которым нет дела до моды. С другой — вопрос функциональности. Выбирая себе такую униформу, эти люди навсегда закрывают вопрос выбора образа. Им не нужно вникать в модные тенденции, сочетания цветов и фактур. Они заранее знают, что наденут с утра, идя на рабочую встречу или технологическую конференцию. Сам Цукерберг признавался в интервью, что терпеть не может выбирать вещи, поэтому заполнил гардероб серыми футболками и худи. И освободил себя, таким образом, от проблемы выбора. И подарил миллионам людей по всему миру иллюзию того, что они могут одеться так же.