Откуда берутся стереотипы о «дорогих» вещах
Стремление выглядеть «дорого» уже превратилось в навязчивую идею. Объяснить, откуда оно берется, мы не возьмемся: это вопрос для целого масштабного исследования. Но постараемся понять, что люди вкладывают в это самое «выглядеть дорого». Точнее, откуда берутся представления о «дорогих» и «дешевых» вещах.
Поп-культура
Главный поставщик клише о богатстве — поп-культура. Особенно, конечно, кино. Популярные фильмы и сериалы изобилуют историями богатых и знаменитых. И их герои, разумеется, окружены определенными визуальными атрибутам. В их числе — одежда и аксессуары. И от того, какие вещи показаны в таких произведениях, зависит наше восприятие того, что выглядит «дорого». В условные 80-е, когда в обществе царил культ безудержного потребления, а по телевизору крутили сериал «Династия», статусными символами были огромные бриллианты, роскошные меха и платья в пайетках. Сегодня, когда образы богачей формируются на основании других первоисточников, это совсем иной набор визуальных кодов. Миллионеры образца 2023 года — это семья Роев из сериала «Наследники», которые одеты во все неброское и «анонимное», а любым мехам предпочитают бежевый кашемир.
Маркетинг
Не стоит недооценивать и роль маркетинга. Брендам выгодно внушать нам мысль, что их вещи — статусные. Поэтому они идут на все ухищрения. Выстраивают собственный имидж в духе «тихой роскоши», сотрудничают с правильными знаменитостями и инфлюенсерами (согласитесь, сумка в руках вызывающего доверия персонажа сразу же становится более желанной). Организуют искусственный ажиотаж, выпуская меньше вещей, чем нужно, чтобы удовлетворить спрос. Даже ценовая политика — тоже своеобразный маркетинг. Как часто вы задаетесь вопросом, почему довольно неброская на вид вещь стоит вызывающе дорого? Возможно, это объясняется лишь тем, что бренд старается создать вокруг себя и своих продуктов ауру недоступности и престижа. И в этом все средства хороши. Поверьте, на ваши любимые (и нелюбимые тоже) бренды работают огромные команды очень опытных специалистов по маркетингу. И они как никто другой знают, как манипулировать сознанием покупателей. Так что если вам вдруг жгуче захотелось обладать какой-нибудь сумкой The Row, спросите себя: я действительно ее хочу, или мне это внушили? Ответ может вас удивить.
Реальные примеры
Но реальность, как известно, богаче любого вымысла. И один из важнейших источников информации о «дорогих» вещах — вполне реальные богачи. Многие стереотипы формируются под влиянием живых людей из крови и плоти, составляющих топ списков Forbes. Условно, благодаря Стиву Джобсу статусным символом стала черная водолазка, а с легкой руки Марка Цукерберга статус объекта желания получили простые серые футболки (правда, из кашемира Brunello Cucinelli). Любые клише о стиле old money (или даже new money, если хотите) — совокупность разных факторов, в том числе манеры одеваться вполне реальных людей. Один из последних примеров — судебный гардероб Гвинет Пэлтроу. На время своего скандального судебного процесса актриса и велнес-гуру стала амбассадором «тихой роскоши», обеспечив тотальный солд-аут кашемировым кардиганам и пальто The Row.