«Мое тело — мое дело»: как и зачем мода отреагировала на запрет абортов в США
В мире происходит много странного, но мысль о том, что в XXI веке мы всерьез будем обсуждать запрет на аборты в стране с крупнейшей мировой экономикой, до недавнего времени казалось совсем уж абсурдной. Тем не менее, этот момент наступил. На прошлой неделе Верховный суд США отменил решение по делу «Роу против Уэйда» 1973 года, признавшее право на аборт конституционным. С этого момента каждый штат может самостоятельно запрещать аборты на своей территории — причем даже для жертв изнасилования. Этим правом сразу же воспользовались 7 штатов, еще в 13 это произойдет «в самое ближайшее время». Модные бренды, от которых в последние годы уже по умолчанию ждут какого-то ответа на ключевые темы социальной повестки, начали реагировать незамедлительно. Как показал опыт протестов #BlackLivesMatter и ситуации в Украине, запоздалая реакция иногда хуже молчания — поэтому выступить с заявлением и принять какие-то меры нужно было в первые же дни. А репутация уже давно превратилась в самый дорогой ресурс, который только может быть у бренда — и удар по ней не компенсируешь никакой удачной коллекцией и никакими аксессуарами-бестселлерами.
Всегда оперативные Gucci сыграли на опережение. Еще в 2019-м, когда разговоры о возможном запрете абортов в США только начались, Алессандро Микеле показал коллекцию Resort 2020, посвященную борьбе женщин за собственные репродуктивные права. Обычно велеречивый Микеле на сей раз решил не придумывать никаких метафор и высказаться как можно более буквально: чтобы не разглядеть его посыл в платье с вышитой маткой и жакете с надписью My Body, My Choice (рус. «Мое тело — мое дело»), нужно было сильно постараться. 3 года спустя ситуация уже требует не высказываний, а вполне реальных действий. С ними Gucci тоже не стали медлить: бренд сразу же заявил, что возьмет на себя все расходы американских сотрудниц, которым придется поехать в другие штаты за необходимыми медицинскими услугами.
Следом к коллегам по конгломерату Kering предсказуемо присоединились Balenciaga. «В свете последнего решения Верховного суда США мы расширим оплату медицинских услуг для наших американских сотрудниц, которые проживают в штатах, где существуют ограничения в сфере репродуктивной медицины. Они будут покрывать проезд в другие штаты», — говорится в официальном заявлении бренда. Разумеется, решения Gucci и Balenciaga отражают общую позицию их «материнской» компании — холдинга Kering. «Бренды Kering выступают против любых форм дискриминации женщин. Мы поддерживаем свободное право женщин принимать собственные решения во всем, что касается их тел и их жизней», — заявили представители люксового конгломерата. Их позицию разделил и Capri Holdings, куда входят Michael Kors, Versace и Jimmy Choo. Разумеется, молодые бренды в стороне тоже не остались. Британский дизайнер турецкого происхождения Дилара Финдикоглу напрямую свою позицию пока не высказала, но тоже ясно дала понять, что думает на этот счет. Она создала голубое корсетное боди, в котором певица Лорд выступила на недавнем фестивале Glastonbury — а уж та со сцены послала судей Верховного суда США вместе с их решениями куда подальше.
Такое единодушие больших и маленьких игроков индустрии не может не радовать. И все-таки давайте будем честными: решать подобные проблемы должны не модные бренды, а государство — а оно пока только их создает. И потом, необходимость сообщать своему работодателю о решении сделать аборт в другом штате, чтобы получить необходимые для этого выплаты, едва ли прибавит сил и уверенности женщине, которой и без того предстоит пережить весьма малоприятную процедуру. Так что остается лишь надеяться на благоразумие оставшихся штатов, которые еще не запретили у себя аборты: надеемся, хотя бы они не станут возлагать на крупные компании дополнительные расходы и груз ответственности. И самое главное: пусть остальные страны не последуют примеру США. Все-таки мы на своем опыте знаем, как заразителен бывает дурной пример — особенно поданный под соусом благих пролайферских намерений.