Кто такой дизайн-директор и почему он так важен для бренда
Правая рука
Мы привыкли приписывать коллекции креативным директорам брендов. «Дизайнер такой-то предложил в этом сезоне такой-то крой пальто», — читаем мы обычно в обзорах коллекций и трендов. Но если погружаться в этот вопрос, то окажется, что это очень упрощает суть креативного процесса. Любой большой бренд — это целый организм. И над каждой коллекцией работает большая команда людей. Наивно было бы думать, что креативный директор рисует все эскизы, раскраивает все образцы и подбирает все ткани. Значительная часть этой работы лежит на других сотрудниках. В первую очередь — на дизайн-директоре. По сути дела, дизайн-директор — правая рука креативного директора, второй человек в творческой команде марки. Важно понимать, что креативный директор — далеко не всегда дизайнер в привычном нам понимании. Это человек, который отвечает за общее направление мысли, за видение, за ключевую идею. А вот то, как эта идея будет переведена на язык конкретных вещей, зависит уже от дизайн-директора. Он непосредственно взаимодействует с командой дизайнеров и производством, чтобы добиться лучшего результата. Можно сказать, что конкретные единичные решения даже больше зависят от него, чем от креативного директора.
Кузница кадров
Дизайн-директор — это потенциальный креативный директор. Поэтому сам институт дизайн-директоров — это своего рода кузница топовых кадров. Практически все сегодняшние креативные директора крупных брендов, если не брать основателей собственных марок и знаменитостей вроде Фаррелла Уильямса, — это бывшие дизайн-директора. Что в общем-то логично: во-первых, это последняя ступень карьерной лестницы перед позицией креативного директора. Не младшего же дизайнера, в самом деле, повышать? И потом, дизайн-директор знает всю работу изнутри — а это важное качество для любого начальника. Он досконально понимает весь креативный процесс и может ответить на любой вопрос. Впрочем, далеко не все дизайн-директора мечтают о таком повышении. О том, почему так происходит, мы уже рассказывали.
Серый кардинал
И самый неожиданный аргумент: иногда дизайн-директора влиятельнее самих креативных директоров. Нет, речь идет не о власти. Скорее об эстетическом влиянии. Зачастую именно они определяют визуальный вектор бренда и то, как он выглядит в глазах аудитории. И в те редкие моменты, когда мы узнаем о вкусах и предпочтениях этих серых кардиналов, становится понятно, насколько велика их роль. Скажем, когда Дэниел Ли возглавил Bottega Veneta, стал понятен его вклад в культ Celine при Фиби Файло (до его прихода, к слову, ее коллекции были куда мягче и женственнее). А в коллекциях Loewe можно разглядеть множество отсылок к архивам Comme des Garçons. Стоит ли считать совпадением то, что винтаж этого бренда коллекционирует дизайн-директор Loewe Адриан Аппиолаза? Вряд ли.